Психология

Изучение профессиональной готовности студентов юридического факультета в зависимости от курса обучения

Профессиональное развитие и профессиональная зрелость включают в себя и поиск информации о рабочих местах, и представление о карьере, и подготовку к будущей профессиональной деятельности, и процесс вступления в мир труда (Д. Сьюпер, Б. Вестбурк, Е. Гинцберг). Уровень профессиональной зрелости определяется тем, насколько человек, выбирающий профессию, учитывает конкретные особенности своей ситуации выбора.

А.П. Чернявская выделила пять основных параметров профессиональной зрелости: автономность; информированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями; умение принимать решения; умение планировать свою профессиональную жизнь; эмоциональная включенность в ситуацию решения. И на основе выделенных параметров ею разработана диагностическая методика «Профессиональная готовность». Цель, которой направлена на определение уровня профессиональной зрелости.

В исследовании приняло участие 160 студентов факультета юриспруденции АФ СИПЭУ, с первого по пятый курс дневного отделения.

В работе верифицировалась гипотеза о наличии различий в выраженности профессиональной готовности студентов юридического факультета в зависимости от курса обучения в ВУЗе.

Рис. 1. Результаты изучения профессиональной готовности у студентов юридического факультета в зависимости от периода обучения.

На рисунке 1 отражено процентное соотношение различий в выраженности профессиональной готовности студентов юридического факультета. Анализ полученных результатов показал, что высокие показатели по параметру «Автономность» только у 1,9 % студентов первого курса, параметр «Автономность» свидетельствует о их способности отделить свои цели от целей родителей и других значимых лиц, а так же умения прогнозировать свой профессиональный рост. Только 4,76 % студентов выпускного курса также продемонстрировали высокий результат по параметру «Автономность».

Анализ следующего параметра «Информированность» показывает высокий уровень только у 11,3 % студентов первого курса, то есть большинство первокурсников ещё плохо информированы о выбранной профессии и не умеют соотносить информацию со своими особенностями. Студенты 2 курса (30,43 %) и 3 курса (21,21 %) имеют сравнительно высокий результат, они хорошо информированы о мире профессий в целом и умеют выделять основные требования в выбранной профессии. При этом выявлены статистически значимые различия между студентами первого и второго курсов (при р = 0,019), а так же первого и третьего курсов (при р = 0,006).

У 22,58 % четверокурсников наиболее сформировано умение «Планировать» свою профессиональную жизнь, следовательно, они способны реалистично оценивать свои перспективы и оптимистично к ним относиться. Также 17,9 % первокурсников и 17,29 % второкурсников способны к поэтапному планированию своей профессиональной жизни. Обнаружены статистически достоверные различия по данному параметру у первого и третьего курсов (при р = 0,022), а так же у первого и четвёртого курсов (при р = 0,046).

Результаты параметра «Принятие решения» показывают, что у 9,68 % студентов четвёртого и 9,52 % пятого курсов сформирована способность оценить потенциальный риск принятого решения. 30,43 % второкурсников также показали высокий результат по данному параметру. При анализе результатов проявились следующие статистически значимые достоверные различия – у студентов первого и третьего курсов (при р = 0,0002), а так же у студентов первого и четвёртого курсов (при р = 0,005).

18,9 % студентов первого и 17,39 % второго курсов «Эмоционально относятся» к выбранной профессии, оптимистично настроены на образовательный процесс и дальнейшую трудовую деятельность. И только всего 6,06 % студентов третьего и 4,76 % пятого курсов оптимистично эмоционально настроены. Статистически достоверных различий по данному параметру выявлено не было.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что профессиональная готовность сформирована у очень небольшого количества студентов, и выявлены различия в выраженности профессиональной готовности студентов юридического факультета в зависимости от курса обучения в ВУЗе.