Психология

Изучение психологических особенностей учащихся общеобразовательной школы и учащихся, получающих услуги дополнительного образования

В рамках нашего исследования мы исходили из предположения, что учащиеся общеобразовательной школы, получающие дополнительное образование, отличаются по своим психологическим особенностям от учеников, обучающихся только в рамках средней школы.

Исследование проводилось на базе учреждения дополнительного образования Малая Академия г. Иркутска, контрольную группу составил класс средней общеобразовательной школы № 21 г. Иркутска. Обе выборки составляли учащиеся 6 классов, всего в исследовании приняло участие 43 человека.

Одной из основных задач нашего исследования являлось изучение интеллектуального, когнитивного, эмоционально-личностного развития, а так же особенностей межличностных отношений детей в условиях различных моделей образования. В связи с выделенными критериями была сформирована соответствующая батарея тестов, проведено диагностическое исследование и получены следующие результаты.

Уровень интеллектуального развития детей изучался с помощью культурно-свободного теста Р. Кеттела. Показатель IQ учеников 6 классов Малой Академии в среднем составил 119 баллов, что свидетельствует о коэффициенте интеллектуального развития испытуемых выше среднего уровня. Уровень коэффициента IQ учащихся общеобразовательной школы 21 был выявлен на уровне 106, 3 балла, что также попадает в категорию нормы. При этом больше половины детей имеют значения IQ ниже 110 баллов.

Выявлены статистически достоверные различия результатов учеников выборки школы № 21 в сравнении с данными Малой Академии (Uэмп = 84,5, при p = 0,001), что говорит о реально более высоком интеллекте учащихся, получающих дополнительное образование.

Интересен тот факт, что перед руководством Малой Академии не стояло задачи подобрать интеллектуально одаренных учащихся. Дети сюда поступали сами, по собственному желанию. Тем не менее, факт повышенного интеллектуального развития таких детей налицо. Это может косвенно подтвердить известное в психологии одаренности явление, что интеллектуальную одаренность характеризует повышенная познавательная потребность, для удовлетворения которой в учреждениях дополнительного образования создаются соответствующие условия.

Изучение креативности проводилось с помощью теста творческого мышления Е Торренса. Результаты диагностики креативности в 6 классе Малой Академии в целом не имеют заниженных показателей, соотносятся с возрастными особенностями шестиклассников и позволяют судить о том, что в имеющейся выборке более развит образный компонент креативности. Таким детям свойственна несколько повышенная способность развивать, дополнять, дорабатывать возникшие идеи, расширять их границы. Возможно, это связано с тем, что дополнительное образование – это образование, связанное с передачей дополнительных, более широких и структурированных знаний. Вероятно, получение такого рода информации создает основу для дальнейшей доработки уже имеющихся знаний, их пересматривания и переоценки.

Ученики 6 класса 21 школы также продемонстрировали преобладание образной креативности, которая связана с мышлением, а также выражением чувств и эмоций с помощью образов (зрительных, слуховых и т.д.). В целом же данные по креативности «обычных» школьников ниже результатов их ровесников, обучающихся в Малой Академии. Между показателями учеников 21 школы и Малой Академии были выявлены различия на высоком уровне значимости по всем параметрам как образной, так и вербальной креативности, за исключением шкалы «абстрактность названий», где различия обнаружились на уровне статистической тенденции (t = 1,961, при р = 0,057).

Для изучения личностных особенностей нами был использован 16 факторный опросник Р. Кеттела. Наиболее ярко в группе испытуемых из Малой Академии выражен фактор Е (доминантность-конформность). Это говорит о независимости, своенравности, властности учащихся, их стремлении к самоутверждению, активности и энергичности. В сочетании с пластичностью поведения (F = 6,2) это можно интерпретировать как возможность таких детей переключаться с одного типа доминирования на другой, в зависимости от ситуации и поставленных целей.

Повышенные значения по фактору J, отражающему интерес к участию в общих делах говорят о рассудительности и упорстве испытуемых. Такие дети знают, что отличаются от сверстников своими взглядами, знают, что имеют меньше друзей, чем остальные, но не считают возможным менять свое поведение и идти на поводу у группы.

Данные диагностики личности учеников 6 класса общеобразовательной школы не имеют ярко выраженных значений. В целом, их можно характеризовать как эмоциональных, отзывчивых личностей с «хорошим» характером. Кроме того, им свойственны доверчивость, жизнерадостность, импульсивность, легкомысленность, желание быть на виду, но без доминантных тенденций. Скорее наоборот, такие личности предпочитают подчиняться, следовать за более сильным, и в определенных вопросах руководствоваться мнением окружающих.

В целом, можно сделать вывод, что по сравнению со сверстниками из Малой Академии, ученики 6 класса общеобразовательной школы менее устойчивы в эмоциональном плане (С = 7,3 и 4,5 балла соответственно; различия значимы при Uэмп = 41,5, р = 0,001), менее склонны следовать общественным стандартам, нормам и требованиям, в том числе и моральным (Н = 7,3 и 6,3 соответственно; Uэмп = 135, при р = 0,082), а также более чувствительные, ранимые, недооценивающие себя (О = 4,4 и 5,7 балла соответственно; Uэмп = 135, при р = 0,082). Помимо всего перечисленного для учащихся школы № 21 характерен более высокий уровень напряженности, чем у их ровесников из Малой Академии, что может говорить о пониженном настроении, неконструктивном восприятии критических замечаний (Q4 = 4,5 и 5,9 балла соответственно; Uэмп = 124, при р = 0,042). Существуют доказательства, что фактор Q4 связан с фрустрацией мотивации – наличием потребностей, не нашедших удовлетворения. Однако, как в случае Малой Академии, так и общеобразовательной школы, показатели всех перечисленных факторов не выходят за пределы средней нормы.

Изучение особенностей межличностного взаимодействия проводилось с помощью опросника Лири. Полученные экспериментальные данные 6 класса Малой Академии позволяют сделать выводы, что для этих детей характерен досаточто высокий уровень авторитарности, эгоистичности» в аспекте «Я-реальное» и еще более высокие показатели по этим же шкалам «Я-идеальное» отражают самоуверенность детей (но без самовлюбленности), а также желание быть еще более властными, уверенными, независимыми, эгоцентричными. В сочетании с повышенными значениями «Я-идеальное» VIII октанта методики (субшкала «альтруистичность») отражающими стремление быть более бескорыстными, ответственными, жертвенными в несколько преувеличенной форме – возникает стремление помогать со стремлением подавлять, что может означать тенденцию к развитию так называемой «родительской» позиции в отношениях с окружающими. Кратко ее можно описать, как: «я хочу тебе добра, и лучше знаю, что тебе нужно».

Анализируя представленные данные 6 класса общеобразовательной школы, можно отметить повышенную авторитарность, как наиболее ярко выделяющуюся особенность межличностного взаимодействия. Имеет место так же стремление и в дальнейшем воспитывать в себе это качество. Подобные результаты могут характеризовать испытуемых как чересчур самоуверенных, доминантных, эгоцентричных личностей с проявляющейся жесткостью, непримиримостью по отношению к окружающим людям. Таких детей отличает низкая терпимость, резкость в оценках, раздражительность – уровень шкалы авторитарности в общении свидетельствует о дезадаптивном варианте развития этой характеристики.

Для учеников Малой Академии по этому параметру существуют различия с результатами 21 школы: показатель властности, жесткости, доминантности в отношениях значимо преобладает в общеобразовательной школе (t = –2,244, при р = 0,031). Ученики же Малой Академии характеризуются умеренными значениями в плане авторитарности, которые, скорее, можно обозначить как особенности лидерства. Однако в аспекте «Я-идеальное» между всеми указанными группами значимых отличий не выявлено. Это говорит о том, что как в общеобразовательной школе, так и в учреждении дополнительного образования дети стремятся к одинаково высокому, неадекватному уровню авторитарности, предпочитая именно этот тип взаимодействия всем остальным. Возможно, это является отличительной особенностью межличностного общения современных шестиклассников.

М.А. Куприна