Дипломная работа по психологии

Изучение тенденций к сохранению своих установок у юношей и девушек

Тема работы: Изучение тенденций к сохранению своих установок у юношей и девушек

Страницы: 73

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению установок личности……..…………………………………….…………………………………..8
1.1. Понятие об установках в отечественной и зарубежной психологии……8
1.2. Подходы к изучению проблемы изменения установок………………. 17
1.3. Изменения поведения в результате социального научения…….………19
1.4. Формирование установок личности на примере причин курения молодого поколения…………………………….………………………………. 24
1.5. Выводы……………………………………………………………………34
Глава 2. Изучение тенденций к сохранению своих установок у юношей и девушек………………………………………………..…….…………………… 38
2.1. База и методы исследования……………………………………….…….. 38
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов………….………… 39
2.3. Выводы…..………………………………………………………………. 45
Глава 3. Профилактическая работа по изменению установок к курению
3.1. Цели, задачи профилактики курения……………………………………48
3.2. Практические рекомендации по изменению установок к курению……53
3.3. Психологические аспекты профилактических программ……………..61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….……………………………………………………….…….. 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………….…………………………………………… 71

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Современное состояние общества можно охарактеризовать все возрастающей ролью человеческого фактора. Это обусловлено тем, что мир, в котором мы живем, становиться с каждым годом сложнее: увеличивается поток информации, растут нагрузки на психику, сам человек претерпевает значительные трансформации. Личность в социуме поставлена перед необходимостью решать всё более ответственные задачи, включаться в новые общественные и межличностные отношения, учитывать большое количество факторов, способствующих успешной и продуктивной деятельности.
Быстрое изменение природной и социальной среды заставляет человека искать новые формы и алгоритмы поведения, позволяющие выжить в новой ситуации, адаптироваться к ней, используя при этом свой прошлый жизненный опыт, умственные способности, творческий потенциал активность и инициативность. В процессе построения взаимоотношений с действительностью индивид удовлетворяет свои потребности, ставит перед собой разнообразные цели и стремится к их достижению. Он создает и обретает ценности, которые необходимы ему и обществу. При этом у человека формируются определенные установки, влияющие на его мышление.
Одной из специфических особенностей человека как существа социального, является потребность выражения его установок в поведении. Способность постепенно формируется в процессе развития индивида, развития его познавательной деятельности. Познание начинается с отражения мозгом реальной действительности в ощущениях и восприятиях, которые составляют основу поведения индивида.
О поведении можно говорить с того времени, когда индивид начинает отражать некоторые простейшие связи между предметами и явлениями и правильно действовать в соответствии с ними.
В научных трудах зарубежных и отечественных психологов вопросы психологии установок человека в целом, представлены достаточно широко. Установки можно считать психологическими новообразованиями деятельности (А.Г. Асмолов, O.K. Тихомиров и др.), а потому изучение их должно выходить за пределы узко лабораторного исследования. То есть в реальной (профессиональной) деятельности, необходимо открыть и их системную детерминацию.
Теоретико-методологическими предпосылками изучения роли установок в поведении человека являются общая теория установки (Д.Н. Узнадзе, А.С. Прангишвили, Ш.Н. Чхартишвили, ИТ. Бжалава и др.); общепсихологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев, А.Г. Асмолов, В.А. Петровский и др.). Культурно-историческая психология (Л.С. Выготский, М. Коул и др.). Но в рассмотренной нами литературе мало освещались конкретные виды установок. Также не определена роль установочной
диспозиции в процессе формирования мышления.
Понятие «установка» вошло в психологию давно и прочно, но при этом продолжает оставаться одним из самых загадочных и таинственных. Основной причиной этому является многоликость стоящего за этим понятием психологического феномена, или совокупности феноменов, именующих всё-таки нечто общее, позволяющее объединить их в совокупность.
Понятие установки все чаще встречается в современной психологии. Особенно большую роль ей отводит немецкий психолог Марбе, согласно которому поведение человека, работа его психики полностью представляет собой функцию установки. С этим положением в принципе можно согласиться, но лишь в том случае, если понятие установки будет определено правомерно. Однако толкование понятия установки западной психологией, и в частности Марбе, не может считаться удовлетворительным. По Марбе, установка является целостным психофизическим состоянием субъекта, либо врожденным, либо приобретенным в процессе его жизни под воздействием особо важных переживаний — так называемого критического опыта. Когда на человека воздействует объективная ситуация, она встречается с уже готовой установкой, определяющей, как она будет переживаться. Установка — чисто субъективное состояние, и как таковая является, конечно, чисто субъективным фактором. То, что установка привносит в переживание, например в восприятие или мышление, имеет лишь субъективную основу; она не способствует, а, напротив, мешает отражению объективной реальности. Поэтому понятно, что обычно для выявления действия установки ссылаются на факты ошибочных восприятий — так называемые иллюзии.
Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886-1950) — выдающийся грузинский психолог и философ, создатель теории установки, позволившей по-новому взглянуть на глубинные механизмы человеческого поведения, языковую и познавательную деятельность. Идеи Узнадзе заложили основы одного из продуктивных подходов к изучению бессознательного, остающегося актуальнейшей проблемой современной психологии. Кроме обобщающей работы «Экспериментальные основы психологии установки», относящейся к числу наиболее значительных достижений отечественной психологической пауки, в книгу вошли статьи, в которых в свете теории установки рассматриваются различные стороны психической жизни человека.
Не исследованы взаимосвязи отдельных видов установок и стратегий поведения. Особый интерес представляет возможность регуляции и коррекции поведения при помощи установки, обеспечивающей позитивное эмоциональное состояние субъекта и обусловливающей мобилизацию внутренних сил человека для более продуктивной деятельности.
В этой связи возникает необходимость проведения теоретических исследований и организации специальной работы, направленной на изучение различных видов установок и их роли в поведении человека. Данными положениями обусловлена цель работы.
Целью исследования является изучение тенденций к сохранению своих установок у юношей и девушек (на примере установок к курению).
Объект исследования – установки студентов Русско-Азиатского колледжа.
Предмет исследования — факторы, влияющие на изменение установок относительно курения.
Гипотезой исследования является предположение о том, что тенденции к сохранению своих установок у юношей и девушек формируются под влиянием социально-значимого окружения молодых людей.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературы по данной проблеме.
2. Определить взаимосвязь между эффективностью воздействия убеждающих вербальных сообщений на изменение установок и уровнем личностной тревожности.
3. Определить взаимосвязь между эффективностью воздействия убеждающих вербальных сообщений на изменение установок и уровня ригидности.
4. Определить взаимосвязь между эффективностью воздействия убеждающих вербальных сообщений на изменение установок и формой подачи информации.
Дополнительные гипотезы исследования:
1. Воздействие будет более эффективным на установки личностей с более высоким, по сравнению с другими членами групп, уровнем тревожности.
2. Воздействие будет более эффективным на установки личностей с более низким, по сравнению с другими членами групп, уровнем ригидности.
3. Эффективность воздействия убеждающих сообщений на установки индивидов будет зависеть от формы подачи информации, сообщение, предъявляемое в письменном виде, будет воздействовать более эффективно.
Методы исследования:
Анализ литературы, анкетирование, тестирование, корреляционный анализ.
Методики:
1. Тест «Шкала самооценки» (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина);
2. Методика «Диагностика ригидности» (Г.Айзенк);
3. Анкетирование (анкета разработана нами).
Выборка исследования: 3 группы, каждая группа состоит из 26 человек, 13 из которых — юноши и 13 девушки.
Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения и содержит 5 рисунков.