Психология

Изучение взаимосвязи тревожности и развития речи у дошкольников

Речевая деятельность является активностью, проявляемой субъектом, который всегда находится в каком-либо актуальном психическом состоянии. Одним из таких состояний может быть состояние ситуативной тревожности, которое может рассматриваться как фактор, определяющий темп речи, сложность построения речевых конструкций, успешность оперирования как пассивным, так и активным словарным запасом, последовательность изложения мысли.

Развитие и формирование речи в старшем дошкольном и школьном возрасте относится к кругу малоисследованных научных проблем. На данном этапе онтогенеза усвоение и овладение речевыми действиями характеризуется рядом особенностей: речь становится орудием мышления и средством познания; речь особый вид произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней [1]. У ребенка развивается регулирующая функция речи, выражающаяся в понимании литературных произведений, речь превращается в универсальное средство общения и особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседа, рассуждение и рассказы. Завершается процесс фонематического развития: ребенок правильно слышит и произносит звуки, возникают предпосылки для освоения грамоты [2].

Исследование проводилось в дошкольном учреждении при ЦО № 8 г. Ангарска. В исследовании приняли участие дети подготовительной группы (13 мальчиков и 13 девочек), в возрасте от шести до семи лет. Исследование проводилось с помощью методов наблюдения и тестирования. Использованы методики, направленные на изучение словарного запаса, словообразования и уровня тревожности «Выбери нужное лицо».

Целью исследования явилось изучение взаимосвязи между тревожностью и развитием речи у дошкольников.

Гипотеза исследования: тревожность взаимосвязана с речью, при этом у детей с высоким уровнем ситуативной тревожности наблюдается низкий уровень развития речи.

Исследование проводилось в три этапа: изучение уровня тревожности у детей подготовительной группы; изучение словарного запаса и словообразования; анализ результатов с помощью вариационной статистики.

На первом этапе исследования при изучении уровня тревожности детей использована методика «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен). Психодиагностический изобразительный материал представлен серией рисунков. Каждый рисунок сюжетно выражает собой некоторую типичную для жизни ребенка – дошкольника ситуацию. На основании данных вычисляется индекс тревожности, который равен выраженному в процентах отношению числа эмоционально – негативных выборов к общему числу рисунков.3 Результаты исследования представлены в таблице.

Таблица

Результаты изучения уровня тревожности и развития речи (%)

Показатели уровней Низкий Средний Высокий
тревожности 0 31 69
словарного запаса 65 27 8
словообразования 4 69 27

Полученные данные свидетельствуют, что для 69 % детей характерен высокий уровень тревожности, недостаточно хорошая эмоциональная приспособленность, адаптированность ребенка к жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство. У таких дошкольников происходит торможение активности, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность сопровождается обычно высокоразвитой потребностью избегания неудач, что существенно препятствует стремлению к достижению успехов. У 31 % обследованных детей – средний уровень, что говорит о достаточно хорошей эмоциональной приспособленности, они реже испытывают беспокойство.

На втором этапе при изучении словарного запаса детям давалось задание охарактеризовать предметы (мячик и книгу). При изучении словообразования предоставлялось десять знакомых слов и каждое из них нужно было преобразовать в уменьшительно – ласкательную форму.

По результатам исследования (табл.), у 27 % детей высокий уровень, эти дети быстро и правильно преобразовывали данные слова по правилам грамматики, подставляя суффикс —щик, —чик. У большинства детей (69 %) средний уровень, у них хорошо развиты навыки словообразования, большее количество слов было преобразовано верно. Низкий уровень развития навыка словообразования у детей, не умеющих правильно преобразовывать слова, выявлен у 4 % всех участников исследования.

Словарный запас детей старшего дошкольного возраста развит очень хорошо, они представили больше слов при описании предметов в 8 % случая. 65 % детей показали низкий уровень словарного запаса, представили очень мало слов при описании знакомых им предметов, не могли полностью ответить на вопросы: для чего данный предмет нужен? что с ним можно делать? У 27 % детей – развитие словарного запаса можно оценить как хорошее (табл.).

Статистический анализ с применением коэффициента ранговой корреляции Спирмена не выявил взаимосвязи между уровнем тревожности и развитием речи у дошкольников.

Результаты нашего исследования позволяют сделать следующие выводы:

  1. У большинства детей старшего дошкольного возраста обнаружен высокий уровень тревожности.
  2. По словарному запасу преобладает низкий уровень, а по словообразованию средний.
  3. Статистический анализ не выявил взаимосвязи между уровнем тревожности и развитием речи у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза наша не подтвердилась.

Литература

  1. Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 384 с.
  2. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 336 с.
  3. Головей, Рыбалко. «Практикум по возрастной психологии».

А. Жилина