Коммуникации в сфере туризма

К проекту создания кемпинговых зон на Байкальском побережье

Современное распределение потоков туристов и отдыхающих внутри Байкальского региона в первую очередь определяется транспортной доступностью отдельных участков побережья Байкала, эстетической привлекательностью ландшафтов Байкальской котловины, местоположением источников лечебных минеральных вод и грязей. Основной центр притяжения туристов — само озеро Байкал, его акватория с чистейшей водой и живописными берегами. В меньшей степени привлекательны прилегающие территории, которые чаще используются для утилитарных видов отдыха — сбора грибов, ягод, орехов по долинам рек и вдоль автомобильных дорог. В результате наибольшая нагрузка приходится на прибрежные природные комплексы, доступные для личного автотранспорта [3].

Постоянно увеличивающийся поток туристов создает определенные проблемы. Острота проблемы развития туризма на Байкале заключается в том, что прибрежные комплексы в силу особенностей природных условий наименее устойчивы к антропогенным нагрузкам. Поэтому большое внимание уделяется развитию экологически ориентированного туризма в Прибайкалье. Одной из его форм является организация кемпингов.

Понятие «кемпинга» возникло с конца 1970 годов, когда в России популярными становятся плановые автопутешествия на индивидуальных автомобилях.

Идея мобильных путешествий, отдыха на природе, а также познавательных поездок уже давно вызывает широкий интерес у россиян. Потенциал автотуризма как сегмента туристического рынка огромен. По данным Федерального агентства по туризму за 2011 год только 15% отдыхающих в нашей стране были охвачены туристическими фирмами. Оставшиеся 85% — это так называемый «дикий» туризм — самостоятельная организация отдыха в природных заповедных зонах, курортных районах и гуристических базах.

[1] огромных перспективах развития автотуризма говорит и международный опыт. В Германии годовой товарооборот отрасли автотуризма составляет 9,5 миллиардов евро: всего на конец 2011 года здесь насчитывалось 3 624 кемпинг — стоянок, а в отрасли кемпингов и автотуризма были заняты более 170 000 человек.

В составе международного автотуризма наиболее популярны автобусные путешествия, караванинг, при котором в качестве средства размещения используется караван — автомобильный фургон со спальными местами, джиппинг, так же джип — сафари [4].

Уже к 1970-м годам в нашей стране сложились устойчивые традиции автотуризма и некоторая инфраструктура. Если рассматривать географию организации путешествий, то активно автотуризм развивается в Краснодарском крае, в транспортных средствах по заранее разработанным маршрутам с обеспечением туристов ночлегом на турбазах, в туристских гостиницах и кемпингах, а также питанием и экскурсионным обслуживанием. Сегодня кемпингом называется сезонный лагерь для авто-, мото-, велотуристов с палатками, трейлерами или домиками легкого типа и специальными местами для стоянки и хранения автомобилей. Кемпинги оборудованы электро- и водоснабжением, канализацией, местами для профилактического осмотра, мойки и ремонта машин. Быт в кемпингах организован на принципах самообслуживания. В русском языке термин приобрел иное значение, чем исходное английское слово, под которым подразумевается вид туризма, связанный с проживанием в палатках, домиках на колесах (RV) или специально оборудованных легких домиках, а для обозначения оборудованных мест для кемпинга используют другие термины (англ., campsite, campground) [4].

Кемпинг может сочетаться с другими турами. Такие туры называются комбинированными и сочетают в себе несколько видов туризма, обусловленных различными потребностями туристов, например, кемпинговый с потребительским или культурно-познавательным, спортивный с рекреационным и т.д. В комбинированном туре обычно можно выделить преобладающий вид туризма, послуживший побудительным мотивом к путешествию. Чаще всего — это автомобильный туризм.

Инфраструктура, необходимая для развития автотуризма, многогранна и сложна. Не говоря о том, что нужен автомобиль, отвечающий по своим техническим характеристикам целям путешествия и дорожным условиям, нужно еще множество сопутствующих объектов и условий: развитая дорожная сеть, средства размещения (кемпинги, мотели, и др.), достаточная сеть АЗС и СТО, целевые объекты туристского интереса и экскурсионного показа.

Известными объектами кемпингового отдыха по Байкальскому тракту и в районе поселка Листвянка являются кемпинг «Русское подворье», кемпинг- отели «Елочка», «Китайская кухня» и др.; в Ольхонском районе — юрт- кемпинги «Гармония», «Наппопу-Сашр», кемпинг-отели Ольхон, Наратэй, автокемпинг «Маломорская» [9].

Малое Море и остров Ольхон остаются самым притягательным местом для летнего отдыха на автомобиле. Теплая вода заливов с песчаными пляжами и бурный рост частных туристических приютов и баз привлекают сюда на отдых все больше горожан. В южной части Малого моря, в теплом заливе Мухор, уже не осталось бухт, берега которых были бы не застроены кемпингами и турбазами. В самые жаркие летние дни, в июле-августе, на пляжах залива Мухор отдыхающих собирается не меньше, чем в городских парках города. Палаточные лагеря отдыхающих образуют кучные и шумные поселения.

Рынок услуг туристических баз и кемпингов, расположенных на Малом море в настоящее время по качеству обслуживания примерно одинаковый. Базы отдыха предлагают похожие программы отдыха, условия проживания также отличаются незначительно. Большим спросом пользуются турбазы, где есть выбор условий проживания — от эконом-класса до комфортабельных номеров, существует возможность выбора питания, а также те, где имеется более разнообразная экскурсионная и развлекательная программа.

Организованный автотуризм с экстенсивной формой использования территорий базируется на малых и средних по величине туристских комплексах (турбазах и кемпингах), размещение которых учитывает специфику природы районов. Основными объектами размещения туристов в Приольхонье являются базы отдыха («Баяр», «Ветер странствий», «Наратэй», «Ранчо Лагуна», «Уюга», «Чара») и кемпинги («Улирба», «Русское подворье», «Солнечная» и др) [9]. Выбрать именно такую туристическую базу или кемпинг, где отдых будет наиболее комфортным, очень сложно. Рассмотрим функциональную структуру отдельных объектов.

Кемпинг-отель «Наратэй» расположен в одной из самых теплых песчаных бухт Куркутского залива Малого моря, в бухте «Радость», (208 км асфальтированной дороги до административного центра п. Еланцы, 40 км гравийной дороги до поворота на Мандархан и 2,5 км проселочной дороги).

Для туристов, приехавших отдыхать по путевкам — бесплатная охраняемая, удобная автостоянка. Организован отдых для туристов, не имеющих туристических путевок, в своих палатках. Стоянка и размещение платное.

Кемпинг-отель открылся в 2001 году и в течение 3-х лет работал как палаточный лагерь. Сейчас это современный кемпинг-отель. Предлагает экскурсионные программы, конные, пешие, автомобильные туры по Малому морю и на о. Ольхон; прекрасные условия для индивидуального, семейного и корпоративного отдыха; по желанию транспортное обеспечение от г. Иркутска до к/о «Наратэй» и обратно. Кемпинг-отель состоит из летнего и зимнего комплексов бизнес-класса и летних домиков эконом-класса. Стандартное размещение — 110 человек. Максимальная вместимость — 140 человек. На территории кемпинга находятся: охрана, столовая, русская баня, автостоянка, летний магазин, прокат, спортивные площадки (баскетбольная, волейбольная), летняя театральная площадка, собственный песчаный пляж, дайвинг — центр, организация трансферта, бильярд, настольный теннис, аквапарк «Касаточка», электричество, сотовая связь, медпункт, бар, магазин, беседки для отдыха, тир, душевые (горячая и холодная вода), туалеты. Питание туристов и гостей организовано в столовой. Столовая оборудована: имеется музыкальный центр, спутниковое телевидение. В летнее время на территории пляжа работает бар-магазин.

Неорганизованный («дикий») туризм с экстенсивной формой использования территории рассчитан на размещение небольших групп в минимально комфортных условиях с локальными (на стоянках) интенсивными нагрузками на природные комплексы без каких-либо затрат на их восстановление. В результате неорганизованного распределения туристов многие участки маломорского побережья Байкала находятся в состоянии разной степени нарушенности, которая в ряде случаев имеет необратимый характер [5]. Так, в Ольхонском районе в бухте Мандархан, где есть некоторая рекреационная инфраструктура — домики, тропиночная сеть, туалеты, мусоросборники, спортплощадки, — состояние растительного покрова и почв вполне удовлетворительное в отличие от такового в бухте Радость с неорганизованной и неблагоустроенной территорией при примерно одинаковой численности отдыхающих (табл. 1).

Нагрузка на прибрежные районы Байкала

Доля организованных отдыхающих максимальна в Иркутском районе и минимальна в Ольхонском. В последнем в настоящее время существует заинтересованность местной администрации в расширении организованной рекреационной деятельности с выделением для этого земель [7]. Такая деятельность предполагает создание определенной инфраструктуры. Ее развитие в Прибайкалье позволит, по некоторым оценкам, повысить его рекреационную емкость в 3- 4 раза. Регулирование неорганизованного потока отдыхающих, а также увеличение организованного и удовлетворение потребностей в отдыхе жителей Иркутской области, а также приезжих, в том числе иностранцев, возможно при создании нескольких кемпинговых площадок.

Модель создания экологической кемпинговой площадки в Приольхонье предложена учеными Института географии СО РАН [6]. Модельную кемпинго- вую площадку планируется разместить на склоне юго-восточной экспозиции за пределами водоохранной зоны. Местность представляет собой экологически чистый район с мало измененной природой. Сохранение экологически чистой среды прогнозируется и на дальнюю перспективу. Кемпинг размещается в зоне традиционного летнего отдыха автотуристов из городов юга Иркутской области. В течении нескольких десятков лет летом здесь отдыхает в среднем до 9 тысяч самодеятельных туристов.

Площадка удобно расположена на пересечении нескольких туристских потоков, хорошо доступна в транспортном отношении, находится вблизи от источников электроэнергии, заправочной станции. Близлежащие поселения получают хорошие перспективы развития, внедрения экологических технологий в производство молока, мяса, обработки рыбной продукции с учетом потребности туристов в экологически чистых продуктах питания.

В соответствии с проектом экологический кемпинг располагается на побережье залива Куркут. Число рабочих и служащих — 6 человек. Площадь планируемого землеотвода на первом этапе составляла — 3,5 га, из которых 0,5 га отведено для организации пляжа непосредственно на берегу озера. На 3,0 га планируется разместить 5 деревянных домов площадью до 28 м2 каждый, санитарный блок, площадку для 30 палаток для желающих жить в палаточном городке, автостоянка на 50 легковых автомобилей. В дальнейшем существует необходимость в организации пляжа и стоянки маломерных плавательных средств для прогулок по воде.

Планируемое строительство деревянных домов, санитарного блока, обустройство территории дорожно-тропиночной сетью, организация пляжного участка на берегу озера вызовут неизбежное преобразование части природного комплекса (локального характера) в техногенный комплекс. Экологическое воздействие кемпинговой площадки на окружающую природную среду обусловлено инженерно-техническим обустройством территории, накоплением бытовых отходов, непосредственным нарушением состояния окружающей природы самими туристами. Инженерно-техническое воздействие определяется выбранными способами и источниками тепло- и энергоснабжения, водоснабжения, организации дорожно-тропиночиой сети, способами сбора и удаления коммунально-бытовых отходов, степенью нарушения природного комплекса в связи с изъятием земли под капитальные сооружения.

Около 25% площади кемпинга подвергнется разной степени изменениям, что неизбежно при обустройстве площадки и создании системы жизнеобеспечения. Остальная площадь кемпинга (75%) может быть сохранена, как в естественном состоянии, так и с незначительной степенью нарушенное™ в связи с проектированием зоны размещения палаток автотуристов, автостоянки, прогулочной зоны, зоны пляжно-купального отдыха, созданием экологической площадки, которые являются необходимыми элементами в инфраструктуре модельного экологического кемпинга.

Кемпинговый туризм не может развиваться без взаимодействия с окружающей средой. Однако с помощью управления его развитием и четкого планирования можно уменьшить негативное воздействие и увеличить положительное. На примере Республики Бурятия рассмотрим перспективы развития кем- пинговых зон [8]. Сегодня Бурятия как никогда привлекательна для инвестирования в отрасль туризма. Правительством республики сформированы меры государственной поддержки инвестиционных проектов по созданию объектов туристской инфраструктур^. На территории Прибайкальского района Республики Бурятия создается особая экономическая зоны туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань», которая призвана стать комплексом отдыха, оздоровления и активного туризма, готовым в перспективе принять до 7 тыс. туристов одновременно. Она будет состоять из локальных участков, имеющих разную специализацию: лечебно-оздоровительную, экологическую, горнолыжную, экскурсионную, круизную и т.д. Небольшие расстояния между участками (до 20 км) позволят за небольшой период времени воспользоваться всем разнообразием услуг. Участки будущей турзоны будут иметь всю необходимую инженерно-транспортную и социальную инфраструктуру. Это делает их привлекательными для будущих резидентов.

В перечень инвестиционных предложений Республики Бурятия в сфере туризма входят: строительство оздоровительно-развлекательного комплекса «Ильинка-SPA» в Прибайкальском районе, строительство высокогорного экоотеля «Притяжение» в Кабанском районе (рекреационная местность Мамай), строительство горнолыжного центра «Большая медведица» (SKI-CENTRE- SERVICE «BIG BEAR») в Северо-Байкальском районе, инвестиционные площадки для создания туристской инфраструктуры в местности мыс Облом в Кабанском районе и в местности Солдатский Баргузинского района, создание организованного места массового отдыха (кемпинги, палаточный городок) в местности Лемасово (Кабанского района), и др. Предполагаемые виды деятельности в трех последних: организация комплексного туристического обслуживания, оборудование и деятельность кемпингов, прокат инвентаря и оборудования для проведения досуга и отдыха. Планируемая туристская инфраструктура будет включать гостиницы 3* и 4*, гостевые дома, коттеджные поселки, кем- пинговую зону для караванинга, спортивно-оздоровительный комплекс, туристские комплексы, охотничьи и рыболовные базы отдыха [8].

В Иркутской области наиболее перспективны для создания кемпинговых зон Маломорское побережье Байкала, Приольхонье, участки Братского взморья. К развитию здесь туризма необходимо предъявлять особые экологические и социальные требования. В связи с этим основная задача сохранения природного фона в местах массового отдыха и туризма заключается в регулировании потоков туристов, в рекреационном обустройстве мест их размещения, ограничении нагрузок в соответствии с нормами, разрабатываемыми на основе специальных исследований.

Таким образом, организация кемпингового отдыха с определением допустимой рекреационной емкости мест размещения туристов — одно из главных условий развития экологически ответственного туризма на Байкале. При создании для туристов и гостей базового уровня удобств на турбазах и кемпингах, когда путешествиям и отдыху на Байкале будут способствовать не только его неповторимая красота, но и комфорт, индустрия туризма может стать доходной и значимой.

Мельников И., Матвеева Л.Ф.

Список использованных литературы источников

  1. Волков С.Н. Байкал: туризм и отдых / С.Н.Волков. — М.: ACT: Восток-Запад, 2006. —

352с.

  1. Семенов Ю.М. Экологически ориентированное планирование землепользования в Байкальском регионе. Ольхонский район. / Ю.М.Семенов, А.Н.Антипов. — Иркутск: Издательство Сибирского отделения РАН. 2005.
  2. Широков Г.И. Экологический туризм: Байкал. Байкальский регион. / Г.И.Широков. А.Д Калихман. — Иркутск: Оттиск, 2002. -192с.
  3. Губенко Н. Автотуризм в России и за рубежом / Н.Губенко, Е.Писаревский // Закон. Услуги: туризм. 2008. -№ — С. 33.
  4. Ишмуратов Б.М. Географические основы оптимизации природопользования / Б.М.Ишмуратов // География и природные ресурсы. -2005. -№1.
  5. Рященко С.В. Развитие кемпингового туризма и отдыха в Приольхонье / С.В.Рященко, О.И.Малышевская. Л.Ю. Огородникова // Индустрия туризма на Байкале: проблемы и перспективы развития. Материалы научно-практической конференции. 2004. -С.22-35
  6. Савельева И.Л.Социально — экономические аспекты экологически ориентированного землепользования: Ольхонский район Иркутской области / И.Л.Савельева, Л.Л. Калеп // География и природные ресурсы. — 2006. — №3.