Аграрные реформы в Иркутской области вызвали серьезные структурные сдвиги в сельском хозяйстве: сформировался новый состав товаропроизводителей, трансформировалась отраслевая структура, изменилось соотношение между источниками капитальных вложений, появились новые каналы реализации продукции. Реорганизация колхозов и совхозов, появление многочисленных мелких собственников земли в сочетании в диспаритетом цен и сокращением бюджетной поддержки, изменение экологических условий функционирования привели к преобразованию организационно-хозяйственной структуры отрасли. В результате в ней в настоящее время создано 116 акционерных общества, 139 товариществ (обществ) с ограниченной ответственностью, 151 сельскохозяйственный кооператив, 46 государственных и муниципальных предприятий, 1 ассоциация крестьянских хозяйств.
Таблица 1
Производство сельскохозяйственной продукции в Иркутской области
Наименование
продукта |
В среднем за год | |||
1995–1997 гг. | 1998–2000 гг. | 2001–2003 гг. | 2001–2003 гг. (в % к 1995–1997 гг.) |
|
Зерновые, тыс.т. | 773 | 675 | 537 | 69,4 |
Картофель, тыс.т. | 974 | 937 | 933 | 95,7 |
В том числе, ЛПХ | 929 | 897 | 894 | 96,3 |
Овощи, тыс.т. | 153 | 182 | 198 | 129,2 |
В том числе, ЛПХ | 117 | 150 | 168 | 143,6 |
Мясо (уб. вес), тыс.т. | 79 | 74 | 77 | 97,0 |
Молоко, тыс.т. | 520 | 486 | 514 | 98,9 |
Яйца, млн.шт. | 526 | 721 | 796 | 151,4 |
Шерсть, тыс.т. | 278 | 175 | 146 | 52,5 |
Несмотря на положительные тенденции в развитии тепличных комбинатов и птицефабрик в области, в период с 1995 по 2003 гг. обеспечивших увеличение выпускаемой ими продукции (Табл. 1): овощей почти на 30 % (на 45 тыс. т), яйца – в 1,5 раза (на 270 млн шт.), мяса птицы – более чем в 1,8 раза, – отмечался спад производства зерна на 434,1 тыс. т (на 30,6 %), шерсти – на 132 тыс. т. (почти в 2 раза), до 5 % по молоку, мясу, картофелю. Причинами последнего стало недоиспользование в большинстве предприятий имеющихся производственных мощностей, и их выбытие (земельные ресурсы, собственные мощности переработки, емкости хранения, мелиоративные системы, технические средства, поголовье скота и т.д.) (Табл. 2.).
Таблица 2
Основные показатели ресурсной обеспеченности сельскохозяйственных предприятий Иркутской области
Показатели | В среднем за год | |||
1995–1997 гг. | 1998–2000 гг. | 2001–2003 гг. | 2001–2003 гг. (в % к 1995–1997 гг.) |
|
Посевные площади сельскохозяйственных культур (тыс. га) | 1213,0 | 956,7 | 778,9 | 64,2 |
Приходится тракторов на 1000 га пашни (шт.) | 8,4 | 6,9 | 5,5 | 65,5 |
Приходится зерноуборочных комбайнов на 1000 га посевов зерновых культур (шт.) | 5,7 | 5,5 | 5,2 | 91,8 |
Внесение минеральных удобрений (в пересчете на 100 % питательных веществ) под посевы, всего (тыс. т) | 20,5 | 9,3 | 7,3 | 35,6 |
Внесение органических удобрений под посевы, всего (тыс. т) | 1134,3 | 501,2 | 348,7 | 30,7 |
По сравнению с периодом 1995–1997 гг., в 2001–2003 гг. посевные площади сельскохозяйственных культур на предприятиях всех категорий сократились на 37 %, количество тракторов на 1000 га пашни – на 34,5 %, зерноуборочных комбайнов на 1000 га посевов зерновых – на 8,2 %. Следствием снижения использования собственных основных средств производства и значительного подорожания органических и минеральных удобрений, химических средств защиты сельскохозяйственных культур от вредителей и болезней стало резкое сокращение удобренных земель и обработанных посевов.
Снижение экономической эффективности производства в большинстве предприятий вызывало сокращение занятости трудоспособного населения в сельскохозяйственном производстве (более чем в 2 раза уменьшилась среднегодовая численность работников занятых в сельскохозяйственном производстве в 2003 году по отношению к 1995). В частности, это обусловлено нехваткой финансовых средств у предприятий для достойной и своевременной оплаты труда своих работников. Как показывают данные облкомстата, уровень оплаты труда в сельском хозяйстве в среднем составляет 40 % от среднеобластного уровня или 30 % от оплаты занятых в промышленности, при этом численность работников, перед которыми предприятия имеют задолженность, в среднем составившую около 4 тыс. рублей (по данным 2003 года), составила 28 тыс. человек – почти 30 % от числа трудоспособного населения занятого в сельскохозяйственном производстве.
Большинство сельскохозяйственных предприятий не выдерживают воздействия внешних кризисных факторов, не могут противопоставить им рентабельную производственно-хозяйственную деятельность, однако находятся и такие, которые не сокращают объемы выпуска продукции, задействуя любые возможности более полного использования своего ресурсно-производственного потенциала. Как показывают расчеты, лишь 16 сельскохозяйственных предприятий области могут полностью, без какого-либо ущерба для их деятельности, вносить в бюджет области рентные платежи, которые, представляя основной вклад в доход области (рис. 1), должны стать одним из основных факторов дальнейшего развития всего сельскохозяйственного производства.
Рис. 1. Формирование доходов на основе первичных факторов производства
Особенностью действующего механизма регулирования хозяйственной деятельности должна быть его направленность на организацию новой, принципиально отличающейся от ныне действующей практики предоставления льгот хозяйствам. Переход к преимущественно рентной системе формирования доходов области сулит преимущества не только экономического, но и социального характера. Он позволит организовать систему финансовых трансфертов между рентабельными и нерентабельными, но перспективными, секторами экономики, между богатыми и бедными районами, осуществить мощную социальную поддержку населения, создать систему социальных доплат к заработной плате и пенсиям. Конечной целью такого регулирования должно стать повышение заинтересованности сельхозтоваропроизводителей в расширении выпуска продукции и интенсификации использования средств производства, создании гарантии благоприятного развития социальной сферы села, одним из главных условий которого является высокая занятость трудоспособного населения и его относительно стабильная численность.