Психология

К вопросу личностного самоопределения старших подростков

Феномены экономической, политической, идеологической, культурной и других сторон жизни, определяющие современную ситуацию как кризисную, являются в то же время предпосылками формирования нового типа общества. Этот переходный период характеризуется высокой социальной и культурной динамикой, когда за время жизни одного поколения проходят значительные изменения в ценностных ориентациях и социальном устройстве общества.

В центре внимания современных исследователей человек рассматривается как социальное существо, его социальные взаимодействия, социальное формирование и функционирование психики. Однако существует и иной взгляд на природу человека, который, не отменяя того факта, что человек является и живым организмом, и социальным существом, позволяет по иному подойти к изучению вопроса самосознания человека.

В отечественной философии (Бердяев Н.А., Франк С.Л., Бахтин М.М.) человек рассматривается как двойственное, духовно-материальное существо.

Весьма существенное и крайне плодотворное в психологическом отношении развитие этой темы мы находим у М.М. Бахтина. Отметим две чрезвычайно важные идеи, развиваемые М.М. Бахтиным: первая – о том, что субъективная целостность личности является смысловой целостностью, и вторая – о «техничности»  пространства и времени [2]. В связи с тем, что на человеке лежит ответственность за формирование собственного смыслового единства и за его реализацию, становление человека обретает форму определения себя в мире – САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.

И здесь М.М. Бахтин указывает на одну чрезвычайно важную характеристику самоопределения, на которую указывали и психологи, в частности Л.И. Божович [4], – его ориентированность в будущее [5]. Таким образом, смысловое будущее выступает для человека как идеальное проецирование себя в будущее, как область, ценностно-мотивирующая личностное развитие. Тем самым смысловое будущее играет первостепенную роль в личностном самоопределении.

В психологии имеется понятие, характеризующее единство аффективных и пространственно-временных аспектов человеческой жизни – это введенное Л. Франком и широко использовавшееся К. Левиным понятие жизненного пространства личности [9]. М.Г. Гинзбург предпочитает использовать жизненное поле личности как совокупность индивидуальных ценностей и смыслов и пространства реального действования – актуального и потенциального, охватывающего прошлое, настоящее и будущее. С психологической точки зрения прошлое существует как опыт, будущее – как проект, а настоящее – как действенность.

Как отмечалось ранее, природа человека двойственна, и его жизнь разворачивается одновременно в двух плоскостях – ценностно-смысловой и пространственно-временной. Для человека пространственно-временная плоскость является полем реального действования (актуального и потенциального), а ценностно-смысловая – полем ценностей и смыслов. Анализ работ Л.И. Божович, А.В. Петровского, И.С. Кона и др. позволил нам определить личностное самоопределение как психологическое явление, которое возникает на границе старшего подросткового возраста и младшего юношеского [5].

Формирование личностной идентичности является психологической задачей подросткового возраста: формирующаяся идентичность интегрирует все предшествовавшие детские идентификации, поскольку для подростка прошлое переносится на «настоящее-будущее», т.е. в настоящем присутствует и настоящее, и прошлое. Функция психологического настоящего – это саморазвитие, включающее в себя самопознание и самореализацию. Мы рассматриваем самопознание как ориентацию в ценностно-смысловом содержании индивидуального сознания, т.е. присвоение определенных ценностей и их осознание как своих собственных, а самореализацию – как воплощение этих ценностей в определенных видах деятельности. Многими исследователями неоднократно отмечалось, что характерной чертой старшего подросткового возраста является заинтересованность глобальными проблемами смысла жизни вообще и собственного существования в частности. Наличие жизненного плана у подростка, представляющего собой последовательный ряд целей, создает представление о средствах достижения цели и характеризует особенности его личностного развития.

При нарушениях процесса личностного самоопределения старших подростков мы предлагаем модель коррекции и, в зависимости от нарушений плоскостей (ценностно-смысловой или пространственно-временной), оказываем психотерапевтическую или организационно-педагогическую поддержку.

З.В. Хохрина, Г.А. Третьякова

Литература

  1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.
  2. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. – М., 1986. – С. 80–160.
  3. Бердяев Н.А. Смысл творчества. – М., 1989.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
  5. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. – 1988. – № 2. – С. 19–27.
  6. Кон И.С. В поисках себя. – М., 1987.
  7. Франк С.Л. Соч. М., 1990.
  8. Erikson E.H. Childhood and society. – Harrnondsworth, 1950.
  9. Lewin K. Resolving social conflicts. – L., 1973.