Психология

К вопросу о научных подходах к исследованию ценностных ориентаций личности

Проблема ценностей и ценностных ориентаций — это предмет междисциплинарного исследования ряда наук об обществе и человеке, в частности, философии (особенно аксиологии), социологии, психологии, педагогики, антропологии.

Понятие «ценностные ориентации» ввели в 20-е годы XX века У. Томас (американский социолог), и Ф. Знанецкий (польский социолог) [4]. Изначально они и были предметом интереса преимущественно социологии, но и психология рассматривает это понятие со своих специфических позиций.

В социальных, психологических и педагогических исследованиях используются понятия и «ценности», и «ценностные ориентации». Однозначного различения этих понятий в литературе не прослеживается. Часто они употребляются как равнозначные. При изучении характеристик общества, культуры и отдельных социальных групп используется термин «ценность». При изучении отдельных индивидов употребляют оба понятия. Под ценностными ориентациями понимается отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации — это интериоризированные личностью ценности социальных групп. Таким образом, вполне оправданно говорить о ценностях личности как о ее ценностных ориентациях [4].

Многие исследователи сходятся во мнении о том, что ценностные ориентации — это форма отражения в сознании человека его личностных ценностей [3], также они определяются как отношение личности к ценности, как система установок с избирательным отношением к ценностям и др.

Целесообразно различать, по мнению В.А. Ядова, ценности двух типов:

  • ценности общества и социальных групп (социальные ценности);
  • ценности личности (индивидуальные ценности);

В научной литературе очень много различных определений понятия «ценность», но, при всем многообразии подходов, представляется возможным выделить некоторые общие характеристики ценностей:

  • значимость описывается с разных сторон философами, социологами и психологами. По мнению С.А.Рубинштейна, например, наличие ценностей есть выражение не безразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости для него различных аспектов этого мира [7];
  • их вторичный, производный от бытия, социальный характер. Философы и социологи указывают на возникновение ценностей из практики, их складывание в процессе общественной деятельности людей. Психологами подчеркивается производный характер ценностей, их зависимость от широкого спектра общественно-экономический и культурных детерминант и от специфики ведущей деятельности;
  • иерархичность, подчеркиваемая многими исследователями. Шварц считал иерархическую организацию определяющей характеристикой ценностей.

В психологии Ядовым В.А. разработана статусно-иерархичная структура ценностей в виде ядерно- центрической модели:

  • ценности внешнего статуса, образующие стабильное ядро;
  • ценности среднего статуса (структурный резерв);
  • ценности ниже среднего статуса (периферия);
  • ценности низшего статуса.

Ценности ядра и низшего статуса малоподвижны, а ценности, занимающие промежуточное положение, находятся в постоянном движении [4]. В известной диспозиционной концепции регуляции социального поведения В.А. Ядова, Д.Н. Узнадзе ценности являются высшим уровнем человеческих потребностей (диспозиций), регулирующим поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности. А. И. Донцов указывает, что общественные условия развития личности предопределяют сложное, иерархическое строение системы ценностей [3].

Эти атрибуты ценностей сохраняются при изучении ценностей и психологией, и философией, и социологией. Но существуют и различия в исследовании ценностей разными науками. И особенностями психологического и социально-психологического исследования являются:

  • конкретность в понимании того, что представляет собой ценность;
  • больший на человеке в паре «индивид-среда» и рассмотрение ценностей как элементов структуры сознания (а не как характеристик социума);

В психологической науке система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни» [7].

В современной психологической литературе ценностные ориентации рассматриваются как одна из важнейших характеристик личности. Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных образований, выражают сознательное отношение человека с социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его деятельности (Б.Г. Ананьев, В.А. Ядов, М. Рокич). Таким образом, развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. С.Л. Рубинштейн указывал: «В деятельности человек по удовлетворения непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личного и общественно значимо» [6].

Шерковин Ю.А. [5] указывает, что с точки зрения ценностного подхода к изучению особенностей формирования сознания личности все явления действительности (включая и поступки людей) могут быть представлены в виде набора ценностей, выражающего субъективную оценку индивидом этих явлений с позиции их необходимости при удовлетворении его потребностей и интересов [8].

В отечественной психологии ценностные ориентации определяются, как правило, через понятия отношения, отражения, установки, что описано в работах А.Г. Здравомыслова, Д.Н. Узнадзе, В.В. Сус- ленко, В.А. Ядова. Причем, являясь одним из базовых личностных оснований, ценностные ориентации заключаются внутрь более широкого синтетического понятия направленности личности, содержащей в себе доминирующие ценностные ориентации и установки, проявляющиеся в любой ситуации (Б.Г. Ананьев, Л.Э. Пробст и др.).

Анализ отечественных и зарубежных исследований показал, что ценности — это социальный феномен, существующий в дидактическом отношении субъект-объект, который является связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью. Они носят двойственный характер: социальны, поскольку исторически обусловлены, и индивидуальны, так как в них сосредоточен опыт конкретного субъекта. [1,2].

Важнейшими являются терминальные ценности — это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу. Терминальные ценности как бы определяют смысл жизни человека, указывают что для него особенно важно, значимо, ценно. Именно терминальные ценности соотносятся с так называемыми смыслоообразующими мотивами по А.Н. Леонтьеву.

В теории М. Рокича (самой распространенной на сегодняшний день) под ценностями понимается вид убеждений, имеющий центральное положение в индивидуальной системе убеждений.

А.Г. Здравомыслов, В.А.Ядов рассматривают ценностные ориентации как некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека, с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы.

На развитие и формирование ценностных ориентаций личности влияет ряд внешних и внутренних факторов. К внешним факторам можно отнести элементы микросреды (группы членства, референтные группы и их ценности) и макросреды (система общечеловеческих ценностей, социальных ролей, СМИ, социальные институты и т.д.) К внутренним факторам можно отнести пол, возраст, особенности темперамента, задатки, способности, ведущие потребности, уровень развития самосознания [2].

Зеленова В.С.

Литература

  1. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности// Психол. журн.-1-Т.5.-№5.
  2. Анурин В.Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей// Социология высшей школы: Сб. научн. трудов,- Горький, 1982.
  3. Донцов А.И. О ценностных отношениях личности // Советская педагогика, 1974, №5
  4. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. — СПб.: Речь, 2004 — 70 с.
  5. Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В. Осипова. — М.: Просвещение, 1983.
  6. Рубинштейн С.А. Проблемы общей психологии. — М., 1973
  7. Современный словарь по психологии / Авт.-сост. В. В. Юрчук. — Минск: Элайда, 2000. — 704 с.
  8. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. — Кемерово: Куз- бассвузиздат, 2000. — 204с.