Психология

К вопросу о проблеме деформации личности педагога дошкольного учреждения

Выбор сферы деятельности и процесс накопления опыта педагогом представляет собой протяженный этап становления качеств личности профессионала. Б.Ф. Ломов отмечал, что «осваивая ту или иную профессию, совершенствуясь в ней, человек не просто присваивает профессиональные образцы поведения, а опосредованно изменяет свою индивидуальность, превращая психические процессы в психические свойства личности».

Обратной стороной профессионализации является негативное влияние этой деятельности на человека, возникновение профессиональных деформаций. Особенно ярко они выражены у специалистов «помогающих профессий», в частности у педагогов.

Термин «деформация личности» трактуется по-разному. Например, Е.В. Руденский [5] говорит о том, что – это изменения, нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность и профессионально – эффективное функционирование.

Л.М. Митина [2] представляет данное понятие, как проявления в личности под влиянием некоторых особенностей профессиональной деятельности такие психологические изменения, которые начинают негативно влиять на осуществление этой деятельности и на структуру самой личности.

Рассматривая профессиональные деформации в общем плане, Э.Ф. Зеер [3] отмечает: «… Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности …». По его мнению, профессиональная деформация – это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности.

Нам близко мнение Н.Б. Москвиной [7], которая определяет личностно-профессиональные деформации, как существенное отклонение от оптимального развития личности, являющееся субъектом профессиональной и повседневной жизнедеятельности, и проявляется в развитии качеств, затрудняющих и снижающих эффективность профессиональной работы учителя.

В последнее время проблема деформирующего влияния профессиональной деятельности на личность специалиста стала предметом пристального научного интереса. Анализ литературы показал, что исследования зарубежных психологов в данной области часто рассматриваются в рамках изучения феномена эмоционального выгорания. Такие ученые, как С. Maslach, M. Leiter, Р. Jekson, рассматривают данный феномен как трехфакторную модель, представленную эмоциональным истощением, деперсонализацией и редукцией личных достижений. Основная идея их подхода заключается в том, что выгорание – результат несоответствия между личностью и работой [4].

В отечественной науке вопросы, касающиеся взаимного влияния профессиональной деятельности и личностных особенностей специалиста, в течение нескольких десятилетий привлекали внимание таких психологов, как Б.Г. Ананьев, Е.А. Климов, А.К. Маркова, В.Н. Мясищев, Л.М. Митина, А.В. Осницкий, К.К. Платонов, Е.В. Руденский, А.М. Столяренко, Т.В. Форманюк, и другие. По мнению многих из них профессиональная деформация может обнаруживаться как минимум в двух сферах личности – ее психических процессах, состояниях, свойствах и ее социально-психологических чертах, проявляющихся в поведении. Возникновение профессиональной деформации может начаться как с преобразований социально-психологического характера, так и с преобразований психических функций. Как утверждает А.К. Маркова [1], профессиональная деформация начинается с негативных изменений в профессиональной деятельности и в поведении. Подтверждают ее мысль и другие авторы, однозначно связывая обсуждаемое явление с негативными изменениями социально-психологической структуры личности (Г.Г. Романович, В.И. Батюк). Например, подразумеваются стереотипы поведения (Р.М. Грановская), профессиональные привычки, стиль общения (Л.Н. Корнеева) и навыки (В.Л. Васильев), которые затрудняют успешное осуществление профессиональной деятельности. Проявлениями профессиональной деформации при этом могут быть формальное отношение к выполнению функциональных обязанностей (Г.Г. Романович, В.И. Батюк), перенос большей доли профессиональных специфических действий, стереотипов и установок на поведение вне работы (Р.М. Грановская, Л.Н. Корнеева) и другие.

Исследователи считают, что обсуждаемое явление вызывает нежелательные преобразования и собственно психические характеристики индивида (Д.П. Котов, Г.Г. Шиханцов). Речь идет о психических процессах, состояниях, свойствах, качествах, и структуре личности, включая ее сознательные и подсознательные компоненты (В.И. Белослудцев, И.И. Соколов, В.С. Медведев, В.А. Лазарева). Эти преобразования влекут за собой изменения в отрицательную сторону профессиональных возможностей личности и ее склонностей (В.Л. Васильев, А.В. Буданов).

По мнению С.П. Безносова, деформациям более подвержены представители тех профессий, которые работают с людьми – врачи, педагоги, психологи. На сегодняшний день специалисты занимаются изучением данной проблемы среди медицинских работников, сотрудников правоохранительных органов, гораздо меньше внимания уделяется профессиональным деформациям педагога-учителя, воспитателя, олигофренопедагога, психолога, логопеда.

В исследованиях подмечено, что профессиональная деформация проявляется у врачей в профессиональном жаргоне, возникающем в результате экономии времени (Г.М. Грановская), а профессиональная деформация психологов проявляется в потере способности удивляться. Встречая что-либо новое на своем жизненном пути, человек редко удивляется этому, поскольку это для него не является новым, с этим, или подобным этому, он уже встречался в процессе своей деятельности (Д.Т. Трунов). В исследовании С.В. Кондратьевой показано, что по мере роста стажа работы у некоторых учителей формируется излишняя обобщенность в восприятии учеников. Такие учителя рассматривают конкретного ученика только как типичного представителя, абстрагируясь от индивидуальных особенностей, снижая тем самым эффективность воздействия на него (Г.М. Грановская).

Педагог дошкольного учреждения так же, как и любой другой специалист, подвержен деформациям в процессе профессиональной деятельности. На развитие деформаций оказывают влияние внешние и внутренние факторы. К внешним факторам, провоцирующим процесс деформирования личности воспитателя ДОУ, можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности, характеризующейся высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциогенных факторов, которые воздействуют на труд педагога и могут вызвать сильное напряжение и стресс. Профессиональная деятельность в детском саду предполагает: необходимость внимательно выслушать детей и их родителей, сопереживать, сострадать, сочувствовать; усиленно запоминать, и интерпретировать информацию; быстро принимать решения, все это способствует возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения. С увеличением количества детей в группе детского сада увеличивается и психоэмоциональная нагрузка на воспитателя, что негативно сказывается на педагоге, на детях и на их взаимоотношениях. Педагоги дошкольного учреждения несут ответственность за жизнь и здоровье детей. Это очень высокая ответственность, и как результат – нервное перенапряжение педагога. А если к этому добавить многочисленные проверки, аттестации дошкольных учреждений, то картина внешних факторов, вызывающих «деформации», будет ясна. Плюс ко всему в каждой группе детского сада найдутся особенно «трудный ребенок» и особенно «трудные родители», на которых эмоциональных сил у педагога уже не хватает. Влияние организационного фактора в условиях ДОУ чаще всего проявляется в неблагополучной психологической атмосфере в педагогическом коллективе. Однополый состав коллектива, наличие конфликтов, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов [6].

К внутренним факторам относят личностный фактор, который проявляется в неудовлетворенности своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

Проблема деформаций личности достаточно представлена в литературе в теоретическом плане и рассматривается в рамках деятельности учителя: известны причины, виды, проявления деформаций, но в практическом плане данная проблема раскрыта слабо. Имеются рекомендации по профилактике некоторых изменений. Необходимо дальнейшее изучение проблемы профессиональных деформаций и разработка комплекса системы мер по профилактике и коррекции деструктивных новообразований личности педагога.

Литература

  1. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993.
  2. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М.: Сентябрь, 1998.
  3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. М.: Воронеж, 2003.
  4. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. – 2001, Том 22, № 1.
  5. Руденский Е.В. Социально-психологические деформации личности учителя. – 2002.
  6. Звездина Г.П. Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ // Управление ДОУ. – 2004. – № 4.
  7. Москвина Н.Б.Минимизация личностно-профессиональных деформаций педагогов // Педагогика. – 2005. – № 5.

Ю.В. Грекова