Социально-экономическое развитие

К вопросу о развитии инновационного бизнеса в Иркутской области

Инновации – это любые изменения (новшества), которые впервые используются на каком-либо предприятии и впоследствии приносят конкретную экономическую и социальную пользу. При этом под инновацией понимается не только создание нового продукта, инновациями считаются также новые или улучшенные изделия, новые или улучшенные услуги, новые или усовершенствованные процессы и технологии производства, измененные социальные условия на предприятии [3]. Все эти разновидности инноваций в реальной практике предприятия переплетены между собой.

Суть инновации – это качественное обновление не только производственного процесса, но и социальные изменения, которые могут находить свое выражение как во внедрении новых технологий и техники, так и в изменении организационных структур, методов управления и т.д. Для Иркутской области необходимо развитие инновационной деятельности. В приветственной речи А. Тишанина (при вступлении в должность губернатора Иркутской области) было сказано, что «инновационная модель развития принята как один из приоритетов для российской экономики, а в Иркутской области, где сосредоточены мощный производственный и научно-образовательный потенциал, с активным взаимодействием органов власти и общественных организаций, успехов добиться можно только с помощью интеграции этих составляющих» [4].

На сегодняшний день приоритетными целями инноваций в Иркутской области являются: выпуск продукции, соответствующей мировому уровню; сохранение трудового коллектива; поддержание деловой репутации. Однако развитие инновационной деятельности фирмы в качестве основной цели назвать трудно.

Инновационный бизнес в Иркутской области является по существу заложником общей экономической ситуации в инновационной сфере в целом по России. Сложившаяся ситуация однозначно определяется как кризисная. С одной стороны, она характеризуется наличием проблем инфраструктурного обеспечения инновационных процессов с учетом экономической ситуации, а с другой – отсутствием механизма стимулирования высокой активности участников инновационных процессов. Таким образом, отставание инновационного развития Иркутской области имеет в своей основе не низкий научно-технический потенциал, а слабую инфраструктуру инновационной деятельности.

В Иркутской области в объеме валового регионального выпуска продукции, работ, услуг на долю субъектов малого бизнеса приходится лишь 7,5 %, а именно малые предприятия являются основными разработчиками нововведений, тогда как крупный бизнес сохраняет за собой функцию организатора массового производства и быстрого насыщения рынка новой продукцией [2]. Между тем, специалисты считают, что этот показатель можно увеличить до 13 %, то есть, примерно в 2 раза [1]. Приоритетом по стимулированию развития научной и инновационной деятельности является реализация «Основ политики Иркутской области в сфере науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу».

При отдельных положительных изменениях, происходящих в последнее время в области инноваций, существует не мало проблем, требующих неотложного решения. Речь, прежде всего, идёт о том, что для субъектов малого предпринимательства практически не сформирована нормативно-правовая база, которая учитывала бы его интересы. Большие трудности связаны с кредитованием малого бизнеса, который, как правило, не имеет надёжного залогового обеспечения, что увеличивает риски невозврата кредитов. Банковский капитал слабо ориентирован на малый бизнес, хотя последний можно назвать самым дисциплинированным заёмщиком.

За 2000–2005 годы около 5 банков кредитовали инновационную деятельность в промышленности в Иркутской области. Несколько менее активно осуществлялась выдача ссуд на инновации в строительстве (22 и 8 % соответственно), торговле и бытовом обслуживании (21 и 5 %), на транспорте и в связи (17 и 3 %). Наименее привлекательными для банков являются социальная сфера (13 и 6 %) и сельское хозяйство (11 и 4 %). Велико и количество различных административных барьеров (лицензии, разрешения, сертификаты, проверки и т.п.). Негативным фактором в развитии предпринимательства и цивилизованного рынка остаётся несовершенство судебной системы, слабо защищающей от коррупции и криминала как предпринимателя, так и потребителя. Но наиболее существенным фактором, снижающим эффективность малого предпринимательства, является налоговая система, которая зачастую делает малый бизнес невыгодным и позволяет предприятиям уводить свою прибыль в «тень». Высокие налоги выступают в качестве труднопреодолимого барьера для притока частных инвестиций и инвестиций государственных промышленных предприятий в инновационную сферу.

Региональные власти, конечно же, разрабатывают различные проекты, которые призваны поддержать предпринимателя в его деятельности вообще и инновационной деятельности в том числе, но этого не достаточно. В частности, для формирования инновационной инфраструктуры был принят закон области: «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Иркутской области». В целях подготовки кадров в сфере инновационного менеджмента создана Региональная школа инновационного менеджмента (в мае 2005 года выпустилась первая группа специалистов). 20 сентября 2005 года в г. Шеньяне (КНР) была открыта международная выставка «Новые и высокие научные достижения и разработки Иркутских инновационных центров в области информатики, машиностроения, биотехники, фармацевтики».

Первый и необходимый шаг на пути инновационного развития – осознание всей важности данной сферы для конкурентоспособности региона и России в целом, понимание этого каждым руководителем – от малого бизнеса до предприятий-гигантов, от органов местного самоуправления до высшего руководства страны.

Думается, что, используя опыт развитых стран, можно создать адаптированную к развивающейся российской экономике систему государственной поддержки всех участников инновационного процесса. Это и будет путь к решению главной проблемы становления зарождающейся национальной инновационной системы.

А.Ю. Подымахина

литература

  1. Азарова Д. Большие перспективы малого бизнеса // Восточно-Сибирская Правда. – 2005. – № 268. – С. 2.
  2. Антонов Н.Н. Инновации в современной экономике // Вопросы экономики. – 2003. – № 6. – С. 45–57.
  3. Основы экономической теории. Политэкономия: Учебник // Под ред. д-ра эк. наук, проф. Д.Д. Москвина. Изд. 2-е, испр. – М.: Эдиториал УРСС, 2003. – 528 с.