Психология

К вопросу о становлении и развитии системы социального презрения детей-сирот в России в период IX–XX вв.

Проблематика сиротства в настоящее время вновь возникла в нашей стране. В России из 40 млн. детей (до 18 лет) бездомные составляют более 1 %. Но их число растет. В основном это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей [6]. В работающих приютах, детских домах государство старается вернуть этим детям хотя бы частично то, что они потеряли – любовь и заботу, доброту семейных отношений [2]. Однако часть таких детей, в частности дети бомжей, по-прежнему ютятся на вокзалах, в метро. Оставлять их там небезопасно как для них самих, так и для окружающих [6]. А между тем любовь к ближнему и сострадание к страждущему всегда были неотъемлемой частью русской души. Человеколюбие было всегда на Руси не только средством общественного устройства, но и необходимым условием нравственного здоровья.

В древнейших славянских общинах (IX в.) практиковались общинно-родовые формы помощи и поддержки слабых, менее защищенных категорий населения. Особое место отводилось круговой поруке – «верви». Вервь был не только формой гражданского права, но и системой взаимоподдержки общинников друг друга. Интересен подход древних славян к поддержке детей-сирот.

Так, усыновление детей-сирот проводилось внутри родовой общины и носило название «приймачество». Принимать в семью сироту, как правило, могли люди позднего возраста, им становилось трудно управляться с хозяйством или когда у них не было наследников. Принятый в семью должен был почитать своих новых родителей, вести хозяйство и т.д. Другой формой поддержки сироты была общинная, мирская помощь, суть которой заключалась в том, что ребенок переходил из дома в дом на кормление. Сироте могли назначать и приемных родителей, которые брали его на свой прокорм. Сироты, охваченные призрением общины, назывались «выхованцами», «годованцами» [3].

Начиная с X в. на Руси разрушаются родоплеменные отношения. Основные тенденции помощи в этот период были связаны с княжеской защитой и попечительством [7]. Так, с принятием христианства в 988 г. в России стала развиваться традиция личной благотворительности русских князей. Великий князь киевский Владимир «Красное Солнышко», «Креститель», «Отец Сострадания» уставом 996 г. официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей, богаделен. Монастыри содержали больницы, детские приюты.

Начинания Владимира продолжил его сын Ярослав, который прославился составлением первого письменного русского свода законов – «Русской Правды». Русская Правда состояла из 37 глав и кроме статей уголовного характера, имела статьи социальной направленности. В некоторых главах можно было увидеть пример заботы о подрастающем поколении. О важности для Ярослава социальной темы свидетельствует тот факт, что из 37 глав 8 целиком были посвящены проблемам детской защищенности. Например, глава XXXII определяет отношения при разделе наследства между детьми одного отца, но разных жен. Был решен также вопрос о наследстве детям в том случае, когда нерадивая мать проедала это наследство. Чтобы избежать сиротства при живой родительнице, Ярослав повелел передавать детей ближайшим родственникам, если мать выходила замуж вторично. Конечно, это было не совсем справедливо по отношению к матери, но, думается, являлось своего рода страховкой от возможного дурного обращения отчима с детьми [6].

Начиная с XVII в. к решению проблем детей-сирот подключается государство. Большой вклад в развитие государственной системы социального призрения внес Петр Великий. В 1706 году им был основан близ Новгорода первый в России приют для незаконнорожденых детей. Император, очень сочувствовавший такому учреждению, немедленно определил на содержание его доходы с нескольких монастырских вотчин. В 1715 году Петр приказывает строить в Москве в церковных оградах каменные госпитали и «объявить указ, чтобы незаконнорожденных младенцев в непристойные места не отметывали, но приносили бы к вышеозначенным гошпиталям и клали тайно в окно через закрытие, дабы приносимых лиц не было видно». За умерщвление же незаконнорожденных Государь грозил смертной казнью. При этом постановлялось, что когда принятые в госпитали дети подрастут, «то мальчиков отдавали бы в учение к какому-нибудь мастеру, а девочек помещали к кому-нибудь в услужение. Если в последствии они подвергались болезням или увечью или впадали в помешательство, то могли возвращаться в эти приюты, как в родительские дома». После смерти Петра, при правлении Екатерины I и Елизаветы произошли заметные ухудшения по некоторым отраслям призрения, хотя они и издавали указы о призрении незаконнорожденных, но не имели энергии настоять на исполнении, вследствие чего даже те приюты, которые были открыты при Петре I, постепенно закрылись. Так было, пока к власти не пришла Екатерина II. Крупнейшим делом царствования Екатерины Великой было учреждение двух больших, по своим размерам, заведений для призрения незаконнорожденных детей. Вопрос о них был серьезно разработан под руководством известного филантропа И.И. Бецкого и получил практическое осуществление с основанием в 1767 году в Москве Воспитательного дома. Устройством этих двух домов было положено прочное начало призрению незаконнорожденных детей если не во всей Империи, то в ближайших к столицам губерниях [1, 5, 6].

С XVIII по начало XX вв. в социальном призрении детей-сирот значительную роль играют благотворительные общества и союзы России. Среди них особое место занимают «Учреждения императрицы Марии Федоровны» и «Императорское человеколюбивое общество». Императрица Мария Федоровна по воле своего супруга и Государя (Павла I) приняла в 1797 году главное начальствование над Воспитательными домами. Вступив в управление, Императрица назначила из своих средств ежегодно по 9 тыс. руб. на содержание грудных младенцев с кормилицами. Особое внимание Мария Федоровна обратила на Воспитательные дома. Для того чтобы поддерживать Воспитательные дома в надлежащем порядке, императрица реорганизовала Опекунский Совет так, чтобы каждый его член «высокого и знатного рода» сверх участия в общем управлении заведовал отдельным учреждением или частью учреждения, причем «без всякого вознаграждения, из любви к Отечеству и человечеству». В 1880 г. в Ведомство учреждений Императрицы Марии Федоровны входило 459 учебных и благотворительных заведений. Большая работа Ведомством проводилась по призрению бедствующих детей. По данным газеты Трудовая помощь к 1904 г. во всех приютах Ведомства находилось около 19 тыс. детей: бедные, сироты, включая младенцев обоего пола, без различия в происхождении и вероисповедании. Вслед за кончиной Императрицы Марии Федоровны деятельность учреждений, бывших в ее ведении, значительно улучшил император Николай I. Венцом деятельности Императора Николая I было учреждение сиротских институтов. Войны и холерная эпидемия 1830–1831 гг. оставили сиротами огромное число детей, нуждающихся в призрении. В 1834 г. при Воспитательных домах Санкт-Петербурга и Москвы открылись сиротские отделения на 50 мест в каждом, затем латинские и французские классы. В них дети обоего пола получали столь основательное образование, что после латинских классов могли поступать в медико-хирургическую академию, а из французских классов выходили воспитатели в частные дома. Дети, рожденные вне брака, вместе с детьми-сиротами получали прекрасное образование [5, 8]. К концу XIX столетия в России насчитывалось более 14 тыс. благотворительных обществ и заведений [9].

В первые месяцы функционирования Советской власти (начало XX в.) были декларированы и законодательно закреплены многие социальные права для трудящихся. В апреле 1918 года Наркомат Государственного призрения был преобразован в Наркомат социального обеспечения. А это означало, что вопросы социального обеспечения населения становились стержнем государственной политики в области социальной помощи. Одним из важных направлений деятельности государственных органов социального обеспечения в 20–30 годы стала борьба с детской безнадзорностью. Сотни и сотни тысяч беспризорников в начале 20-х годов являли собой неблагополучие общества. С целью решения этой проблемы были открыты детские дома, трудовые коммуны, колонии [4]. В 1920 году в сеть детских учреждений для осиротевших и беспризорных детей входило 1724 учреждения, где на государственном обеспечении находилось 124 тыс. детей [5].

Таким образом, вся история России неотделима от благотворительности. Однако ее содержание, материальные и духовные факторы, возможности и главные направления менялись и меняются в зависимости от конкретных условий.

И.И. Бойко, К. Трибунская

Литература

1.Антология социальной работы. Т. I: История социальной помощи в России. – М., 1994.

2.Голик А.Н. Социальная психиатрия сиротства. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.

3.Дашкевич П.М. Гражданский обычай приймачества у крестьян Киевской губернии // Юридический вестник. – 1887. – № 6.

4.Курбатов В.И. Социальная работа. – Рн/Д: Феникс, 1999.

5.Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. – М.: Маркетинг, 2002.

6.Павленок П.Д. Основы социальной работы. – М.: ИНФРА-М, 1997.

7.Фирсов М.В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика. – М., 1996.

8.Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. – М., 1995.

9.Теория и методика социальной работы. – М., 1994.