Психология

К вопросу о значении психологической привязанности для развития ребенка

Социально-политические и экономические изменения, происходящие в российском обществе в последнее время, затрагивают практически все стороны процесса развития личности. Происходит постепенное осознание ценности самого человека. Внимание общества переносится на его индивидуальность, инициативность, самостоятельность. Общество выдвигает новые требования к современной личности: способность к самостоятельной постановке жизненных целей, возможность осуществлять свободный, личный выбор, уверенность в себе, независимость. В связи с этим особое внимание психологи уделяют изучению особенностей и причин психологической зависимости от родителей, а именно от матери в раннем возрасте.

Психологическая зависимость – это особая форма межличностных отношений, в основе которой лежит сильное стремление к эмоциональной близости, поддержке и защите со стороны значимого лица (матери) и сниженная способность к самостоятельному поведению. Неотъемлемыми чертами этого явления признаются следующие: неуверенность в себе, чувство беспомощности, потребность в опеке, защите, опоре, несамостоятельность и потребность в эмоциональной близости, любви и принятии, тревога по поводу возможного отвержения и одиночества. Доказательством сложности феномена психологической зависимости является факт выделения психологами отдельных его компонентов: когнитивного (представление о себе как о слабой, бессильной личности на фоне восприятия других сильными и влиятельными), мотивационного (выраженная потребность в поддержке и руководстве со стороны других), эмоционального (тенденция испытывать тревогу или страх в ситуациях, требующих независимого поведения, особенно при наличии внешней оценки), поведенческого (поиск помощи, одобрения и успокоения наряду с тенденцией уступать другим в межличностном взаимодействии).

Проблема возникновения и развития зависимости имеет особое значение в психологии. В центре внимания ученых находятся источники, причины, механизмы возникновения и факторы онтогенетического развития психологической зависимости в области детско-родительских отношений, а именно, в общении младенца с матерью, выступающей первым объектом зависимости. Так, психоаналитическое понимание зависимости основано на постулировании биологической предрасположенности ребенка не только к удовлетворению своих основных биологических потребностей, но и к контактам с окружающими людьми. Согласно представлениям З. Фрэйда, зависимость проявляется уже в первые месяцы жизни, а как устойчивая личностная черта формируется в результате фиксации ребенка на первой, оральной стадии развития.

Э. Фромм в качестве источника зависимости также рассматривает бессознательную, базальную потребность человека в безусловной любви, которая первоначально проявляется в младенчестве и удовлетворяется матерью.

В рамках когнитивного подхода возникновение у ребенка зависимости рассматривается в контексте достигнутого им уровня когнитивного развития: ребенок начинает проявлять специфическую зависимость с того момента, когда он становится способным узнавать и различать отдельных людей, в первую очередь мать, когда появляется представление о постоянстве объекта, о продолжении его существования вне поля зрения. С усвоением понятия времени ребенок начинает отвечать в форме протеста (плача) на расставание с матерью, реагировать на ситуацию её ухода из дома и ожидать её возвращения.

Представители теории социального научения в качестве источников зависимости младенца от матери видят беспомощного ребенка (его неспособность самостоятельно удовлетворить основные физиологические потребности) и действия матери, удовлетворяющие эти потребности и выполняющие функцию положительного подкрепления. Возникновение в представлениях ребенка связи между удовлетворением базовых потребностей и присутствием матери формирует вторичную потребность, связанную с присутствием матери и поисками её внимания, – потребность в зависимости. Непоследовательное поведение родителей, которые на одно и тоже действие ребенка могут реагировать и позитивно, и негативно или не реагировать вообще, повышает тревогу ребенка, вызывает чувство нестабильности и формирует усиленное ожидание следующей реакции, тем самым усугубляя его зависимость. Чрезмерно опекающее или авторитарное поведение родителей также является важным источником высокого уровня зависимости у детей. Эмпирические данные показывают, что такой родительский стиль приводит к созданию умственной репрезентации себя, как бессильного и неэффективного наряду с другими людьми в будущем, вызывает страх негативного оценивания и приводит к поведению, нацеленному на поиски опеки, помощи и защиты. Сильная потребность в зависимости может явиться также результатом обилия стрессовых ситуаций, имевших место во время критического периода для формирования зависимости – в конце первого года жизни – и толкавших ребенка к тому, чтобы быть все время рядом с матерью, создавая потребность в зависимости.

Проблема формирования и развития привязанности у детей раннего возраста в последние десятилетия интенсивно изучается в зарубежной психологии. Были проведены исследования, направленные на изучение роли раннего опыта, биологических и социальных детерминант становления привязанности в раннем онтогенезе, их влияние на психическое развитие, формирование личности и характера ребенка в более поздних возрастах. Было показано, что у младенцев старше 6 месяцев начинает проявляться привязанность к матери, она может лучше других успокоить и утешить, в её присутствии ребенок реже испытывает чувство страха.

Привязанности не являются врожденными. Они зависят от чувствительности близких взрослых к потребностям ребенка, социальных установок, а также от особенностей темперамента ребенка. Чувство привязанности ребенка к матери достигает своего максимума между 12 и 18 месяцами и уменьшается к концу второго года жизни.

Дж. Боулби выделяет три типа привязанности. К первому типу относятся дети, у которых сформировалась устойчивая, надежная привязанность к близкому человеку. Такие дети чувствуют себя эмоционально комфортно, уверены в своей безопасности, спокойны. Надежная привязанность формируется при высоком уровне психической активности младенца в общении с матерью в режимные моменты, их которых наиболее важными являются кормление и свободное бодрствование. Также важны эмоциональный и физический контакт младенца с матерью.

Второй тип привязанности получил название аффективной, ненадежной привязанности. Такие дети часто на столько зависимы от своих родителей, что не позволяют им исчезнуть из поля зрения. Она развивается у ребенка в условиях менее насыщенного общения в режимные моменты. Цепляющееся зависимое поведение является симптомом испытываемого ими чувства страха, опасности. Дети с аффективной ненадежностью капризны, возбудимы, беспокойны, часто плачут из-за инициатив ребенка, оставшихся без ответа матери.

Третий тип привязанности – ненадежная индифферентная привязанность. Она складывается у ребенка при несогласованных, негармоничных взаимодействиях (особенно во время кормления), когда на фоне неумения матери поддерживать инициативу малыша превалирует её собственная инициатива, на которую ребенок адекватно не отвечает.

Отметим, что дети с надежной привязанностью к матери открыты и доверчивы по отношению к другим людям и предметному миру. Они не испытывают страха перед незнакомыми людьми, проявляют к ним интерес, доброжелательность, активность. Надежная привязанность к взрослому во втором полугодии первого года жизни создает условия для успешного дальнейшего психического развития ребенка.

Сформированная в раннем детстве зависимость имеет тенденцию к последующему распространению на более широкий круг объектов (помимо родителей она развивается по отношению к воспитателям, учителям, сверстникам и т.д.). При этом, по мнению большинства специалистов, с возрастом происходит изменение лишь внешних форм проявления зависимого поведения, сама же природа этих связей остается неизменной. Выделяются различные внешние проявления психологической зависимости: поиск позитивного внимания (желание получить похвалу, одобрение, благодарность), поиск негативного внимания (привлечение к себе внимания с помощью ссор, неповиновения и др.), поиск постоянного подтверждения (излишние извинения, требования обещаний, утешения, советов), пребывание в близости (стремление находиться с объектом привязанности), прикосновение и удержание (стремление к телесным контактам с объектом).

Двухлетние дети используют прямые требования любви – «приклеивание», цепляние, прикосновение и плач, в то время как поиск позитивного внимания, одобрения и успокоения – частные взгляды на объект зависимости, улыбки, демонстрирование игрушки, разговоры наблюдаются в более старшем возрасте.

Можно сделать вывод, что условия воспитания и особенности взаимодействия ребенка с близкими взрослыми, его психологическая привязанность к матери оказывают решающее влияние на его дальнейшее психическое развитие.

Литература

  1. Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия (в семье и доме ребенка) // Психологический журнал. – 1999. – Том 20, № 1. – С. 39–48.
  2. Ковалева Е.Б. Психологическая природа симбиотического союза между матерью и ребенком дошкольного возраста // Актуальные проблемы прикладной психологии: сборник научных трудов. – Иркутск, 2003. – С. 65–81.
  3. Макушина О.П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте // Вопросы психологии. – 2002. – № 5. – С. 135–143.