Экология и окружающая среда

К вопросу по организации сбора нефтесодержащих, сточных и фекальных вод и сухого мусора с судов эксплуатируемых на озере Байкал

Важную составную часть общей проблемы охраны окружающей среды занимают проблемы предотвращения загрязнения водоемов мусором, хозяйственно-бытовыми и промышленными сточными водами, в том числе и судовыми.

Каждое судно является потенциальным источником загрязнения водоемов.

Особенность состоит в том, что суда в процессе эксплуатации перемещаются по водоему, что делает возможным сброс отходов с судов в любом случайном неконтролируемом месте водного объекта. Вторая особенность заключается в том, что суда не имеют возможности накапливать в значительном количестве образующиеся отходы в процессе эксплуатации.

Это приводит к необходимости использования очистных сооружений и разработки схемы сдачи-приемки отходов с судов.

Согласно закону «Об охране озера Байкал» № 94–ФЗ от 01.05.99 и постановлению правительства РФ № 643 от 30.08.01 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне байкальской природной территории» запрещен сброс в водные объекты мусора, неочищенных сточных и нефтесодержащих вод с плавучих средств. Существует 2 решения по сбору сточных вод и мусора с судов, находящихся в районе оз. Байкал:

– сбор в приемных пунктах, организованных на причалах, очистка на существующих поселковых сооружениях;

– сбор в приемных пунктах с последующей очисткой на СКПО «Самотлор».

В настоящее время кроме порта Байкал отсутствуют пункты сбора нефтесодержащих, сточных вод и сухого мусора с судов.

Суда ОАО «Восточно-Сибирского речного пароходства», эксплуатируемые на оз. Байкал сдают подсланевые и хозфекальные воды на СКПО «Самотлор». Очищенные воды сбрасываются на 6 км Ангары по разрешению. Уловленные нефтепродукты сдаются на сжигание в котельной. Образующийся осадок после очистки сточных вод сдается на очистные сооружения п. Листвянка.

Сбор мусора с судов ОАО «ВСРП» производится в береговые контейнеры п. Байкал, либо в местах базирования с дальнейшим вывозом на полигон ТБО.

Учет сдачи сточных вод и мусора ведется в судовом журнале СД-36.

Флот сторонних организаций по сдаче подсланевых и хозфекальных вод на СКПО «Самотлор» п. Байкал обслуживается на договорных началах.

Согласно отчетным данным ОАО «ВСРП» объем сбора СКПО «Самотлор» нефтесодержащих вод от стороннего флота с 1996 года сократился с 52,55 до 16,1 м3, так же было замечено уменьшение количества судов, сдающих подсланевые воды.

Исходя из того, что на о. Байкал СКПО «Самотлор» единственный оборудованный пункт приема и переработки нефтесодержащих вод можно сделать вывод, что либо произошло уменьшение стороннего флота и навигационных дней, либо происходит нарушение законодательства, выражающееся в сбросе неочищенных нефтесодержащих вод в воды о.Байкал.

Для предотвращения загрязнения о.Байкал нужно внести коррективы в организации сбора отходов с судов. Все суда, получающие в РРР разрешение на работу в акватории озера Байкал, должны заключить договор на очистку нефтесодержащих и хозфекальных вод, в том числе, с ОАО «ВСРП» для очистки на СКПО «Самотлор». А также они должны сдавать воды организации, с которой заключен договор, для получении отметки о сдаче. В конце навигации необходимо проходить контроль в инспектирующей организации на предмет сдачи сточных вод с предоставлением соответствующих документов.

ОАО «ВСРП» располагает возможностью обслуживать байкальский флот в полном объеме.

Для флота, базирующегося в отдалении от п. Байкал, нужно предусмотреть сбор в нескольких районах в емкости, расположенных на несамоходных стоечных судах грузоподъемностью не менее 150 тонн, которые будут обсуживаться СКПО «Самотлор» по утвержденному графику. Для этого необходимо восстановление судна в самоходном варианте (технологическая часть судна находится в исправном варианте) за счет бюджетных средств. Учитывая объективные сложности обеспечения экологических и природоохранных мероприятий по озеру Байкал, ОАО «ВСРП» предлагается программа восстановления СКПО «Самотлор» в самоходном варианте и создании 4 плавучих пунктов приема и хранения сточных вод на базе нефтеналивных барж. При соответствующем контроле со стороны заинтересованных ведомств данные мероприятия позволят предотвратить экологический ущерб, наносимый о. Байкал, на сотни миллионов рублей. В ценах 2004 года стоимость работ по восстановлению СКПО «Самотлор» и переоборудования нефтеналивных барж составляет около 15 миллионов рублей. Данный вариант экономически более выгоден, чем строительство новых очистных и специальных причалов.

Для решения проблемы мусора с судов следует вести учет образовавшегося и сданного мусора, что должно подтверждаться записью в СД-36, а также справкой места сдачи. В порту Байкал существует отлаженная система сдачи мусора с судов с последующей утилизацией на полигоне ТБО (заключен договор с организацией, имеющей лицензию на обращение с отходами). В порту Байкал существует возможность приема мусора от стороннего флота по договору.

О.Г. Зуева