Психология

К вопросу становления конкурентоспособной личности в старшем подростковом возрасте

Система высшего образования развивается в настоящее время в контексте рыночных преобразований, вследствие чего становится возможным все более успешно учитывать требования экономических категорий к ее функционированию. К таким категориям относятся спрос и предложение, конкуренция и конкурентоспособность [1].

Для современного общества важным является поведение личности в условиях рынка, а значит и в условиях конкуренции. Поэтому мы рассматриваем конкурентоспособность как важнейшее качество личности, которое является основой успешности и высокого качества жизни.

Исследуя понятие конкурентоспособности будущего специалиста, очень важным становится определить, какие же способности, характеристики, качества, знания и умения обеспечивают конкурентоспособность специалиста.

Для подготовки специалиста, способного в дальнейшем конкурировать на рынке труда, Н.В. Борисовой изучается первоначальная структура культуры специалиста [2]. Современная модель конкурентоспособности, по мнению Н.Я. Гарафутдиновой [1], должна включать следующие основные свойства: трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость в принятии решений, способность быть лидером и т.д. Таким образом, понятие «конкурентоспособность» содержит вполне определенный набор характеристик, которыми должна обладать личность, способная, с учетом конъюнктуры рынка труда, собственных возможностей и потребностей, эффективно конкурировать и реализовывать свой потенциал.

Процесс становления конкурентоспособной личности трудоемкий и продолжительный во времени. Для формирования качеств конкурентоспособной личности наиболее оптимальным представляется старший подростковый возраст. Именно этот возраст является важнейшим этапом жизни, во многом определяющим последующую судьбу человека [3]. Именно в этот возрастной период формируются биологическая и социальная зрелость, с которыми тесно связано понятие «психологическая зрелость». Психологическая зрелость человека означает сознательную регуляцию собственного поведения человека, предполагает реализацию человека как личности. Достижение психологической зрелости означает, что у человека сложилась иерархия мотивов, система ценностных критериев и ориентаций [4].

О.В. Хухлаева сравнивает подростковый возраст с распутьем, поэтому процессы, направленные на формирование и создание чего-либо лучше начинать в переходные периоды, когда личность готова к переменам [3].

Мы считаем подростковый возраст одной из отправных точек становления конкурентоспособной личности. Именно в подростковом возрасте интеллектуальное развитие личности достигает весьма высокого уровня. Главной особенностью развития мышления в этом возрасте является то, что постепенно отдельные умственные операции превращаются в целостную структуру [6]. Еще одной важной особенностью развития мышления подростка является способность анализировать абстрактные идеи. Благодаря этому у детей подросткового возраста отмечается возникновение интересов к разнообразным абстрактным философским проблемам, в том числе религиозным, политическим, этическим и др. Подростки начинают рассуждать об идеалах, о будущем, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир [4]. На этом этапе развития у человека формируются мировоззрение, образ будущего, идеалы и ценности, что является одним из ведущих параметров конкурентоспособности.

Развитие интеллекта у подростков тесно связано с развитием творческих способностей. Важной интеллектуальной составляющей творчества принято считать преобладание дивергентного мышления, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Однако творческий потенциал личности – понятие многогранное, не сводящееся только к интеллектуальной компоненте.

«Самоопределение подростков представляет собой аффективный центр их жизненной ситуации», – так характеризует особенность этого возрастного периода Л.И. Божович [5]. Внутренние позиции, из которых складывается самоопределение, состоят из того, какое положение подросток занимает в настоящее время и какое положение он хочет занимать. Подросток пытается определить свое отношение к действительности, окружающим, самому себе и моделирует свое будущее место в обществе в виде жизненного плана или жизненной программы.

Из проведенного анализа психолого-педагогической литературы мы можем сделать определенный вывод о целесообразности формирования конкурентоспособной личности в старшем подростковом возрасте.

З.В. Хохрина, О.В. Акимова

Литература

  1. Гарафутдинова Н.Я. Конкурентоспособность будущего специалиста высшей квалификации как показатель качества его подготовки // Вестник Омского университета. – 1998. – Вып. 1.
  2. Борисова Н.В. Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества и гуманистической направленности вузовской подготовки. – Набережные Челны, 1996.
  3. Хухлаева О.В. Психология подростка. – М., 2004.
  4. Психология подростка // под ред. Реана А.А. – СПб, М., 2003.
  5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
  6. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.