Психология

Картина мира высокоинтеллектуальной личности

Картина мира – объект исследования многих наук, занимающихся проблемами человекознания. В психологии изучение содержания понятий «картина мира», «образ мира» имеют достаточно долгую историю и относится к кругу тех фундаментальных психологических проблем, которые не утрачивают своей актуальности.

Исключительно большое значение для развития психологической науки, как в теоретическом плане, так и для решения прикладных задач имеет картина мира субъекта, ее формирование, взаимосвязь с его поведением и деятельностью. Вопросы адекватности человека окружающей среде, его оптимальной адаптивности, регуляции поведения, необходимо решать, в том числе, и в контексте содержания картины мира человека.

Анализ литературных источников показывает неоднородность взглядов на содержание выделенного понятия представителями различных научных школ.

Понятие картина мира было введено в психологию представителями когнитивного направления и рассматривалось как отражение субъективного

опыта человека. Главной функцией сознания в рамках данного направления является познание мира, которое выражается в познавательной активности индивидуума. При этом центральным является предположения субъекта о природе воспринимаемого объекта, а так же индивидуальность способа его описания, а объем и тип переработки активной информации, поступающей из внешней среды, определяется как следствие.

В продолжение У. Найссер отмечает, что в связи с тем, что внутренняя обработка образа это определенный аспект готовности к восприятию воображаемого объекта, то, следовательно, когнитивные карты и схемы могут проявляться как образы, которые являются не картинками в голове, а существуют как планы сбора информации из потенциально доступного окружения. Следует отметить также что, существование когнитивных карт не ограничивается областью восприятия физического мира, а распространяется и на социальное поведение – предвосхищение будущей ситуации, как результата, является решающим при выборе того или иного способа действия. Можно говорить о том, что эти положения являются существенными завоеваниями когнитивной психологии в борьбе с ортодоксальным бихевиоризмом. Но очевидно также и то, что сторонникам этого подхода не удалось преодолеть стимульно-реактивной модели человека, характерной для бихевиоризма (S – R). Они идут по пути все большего усложнения этой модели – между стимулом и реакцией они пытаются ввести более сложные промежуточные переменные (S – O – R). Образ, картина мира в контексте данного подхода рассматривается именно в качестве такого среднего звена [4].

Бесспорным является тот факт, что образ мира или картина мира — это особая психологическая реальность, которая образуется при взаимодействии человека с миром.

В отечественной психологии разработка данного понятия велась в рамках деятельностного подхода. А.Н. Леонтьев определил образ мира как многоуровневое образование, которое обладает системой значений и полем смысла. Реальность в сознании индивида отражена в форме многомерного образа мира – и именно в этом ракурсе должна рассматриваться как таковая проблема психического.

В продолжение теоретических воззрений А.Н. Леонтьева С.Д. Смирнов определяет образ мира как первичное образование по отношению к чувственным впечатлениям от воспринимаемого стимула, а сам субъект в процессе построения образа проявляет активность – именно это второе утверждение позволяет, по мнению С.Д. Смирнова, преодолеть «механистическую концепцию человека-созерцателя». Реактивность он выделяет как момент, необходимый для любой познавательной деятельности, но подчиненный принципу активности. Не мир образов регулирует и направляет деятельность человека, а образ мира является ключевой точкой и начала и конца любой познавательной работы.

С.Д. Смирнов выделяет мысль о том, что построение образа внешней реальности есть, главным образом, актуализация какой-либо части уже имеющегося образа мира и лишь затем это есть процесс уточнения, исправления, обогащения или даже радикальной перестройки актуализированной части картины мира или образа мира в целом. П. Фресс (Fraisse, 1967) доказал, что оптическая нечеткость предъявляемого стимула значительно меньше нарушает процесс опознания, чем отсутствие правдоподобной гипотезы о предъявляемом изображении. Основной предрассудок, по мнению С.Д. Смирнова, – это предрассудок о существовании отдельного образа, как единицы восприятия, как самостоятельного элемента, из совокупности которых складывается наше представление о реальности. Образ, который взят вне контекста, является психологически мертвым образованием, т.е. это ни что иное, как элемент образа мира или его актуализированной части. Один образ (предмета, явления) сам по себе не может ориентировать ни одного движения или действия. Ориентирует не образ, а вклад этого образа в картину мира. Если использовать терминологию А.Н. Леонтьева, можно сказать, что отдельные толчки внешней реальности не формируют наше представление о мире, а лишь подтверждают, дополняют или исправляют его [2]. Таким образом, очевидно, что для построения образа внешней реальности первичным является актуализация определенной части уже имеющегося образа мира, а его обработка: уточнение и исправление и обогащение происходит во вторую очередь.

В.П. Зинченко выделил на основании идеи А.Н. Леонтьева об отражательной функции сознания два слоя сознания. Бытийное, которое включает опыт движений, действия и чувственные образы, а также рефлективное, которое объединяет значения и смыслы, с которыми соотносятся житейские и научные знания, весь мир человеческих ценностей, переживаний и эмоций.

В.В. Петухов предполагает более широкое понимание образа мира, его представленность на всех уровнях организации человеческой психики. Он выделяет в образе мира «ядерные» структуры, которые являются базовым и и отражают глубинные связи человека и мира. В отличие от «поверхностных», связанных с осознанным, целенаправленным познанием мира, они не зависят от рефлексии. Само представление о мире с точки зрения В.В. Петухова определяется как фундаментальное условие психической жизни субъекта.

Е.Ю. Артемьева рассматривает образ мира как совокупность результатов взаимодействия человека с объективной реальностью. Она выделяет три уровня в системной модели образа мира. Первый уровень – перцептивный мир. Для него характерным является системность значений и чувственная предметность, модальность перцептивного восприятия. Второй уровень – картина мира – представлен личностными отношениями. В отличие от уровня чувственных образов этот уровень сохраняет свою модальную специфичность. Третий уровень – образ мира. Этот уровень по существу является слоем амодальных структур, которые образуются при обработке предыдущего уровня.

Образ мира – целостная, многоуровневая система представлений человека о мире, о других людях, о себе и своей деятельности. В этом понятии воплощена идея целостности и преемственности в зарождении, развитии и функционировании сферы познавательной личности.

Таким образом, картина мира может быть рассмотрена как совокупное сочетание образов прошлого, настоящего и будущего, а образ мира — это актуализировавшаяся часть картины мира в настоящем, существующая для решения данных конкретных задач в данном конкретном времени. Эта актуализация специфична в зависимости от актуального психического состояния субъекта, от его мотивов, направленности, актуальных потребностей, эмоционального фона и так далее. Образ мира в данном контексте уместно рассматривать, как промежуточное образование между непосредственным чувственным восприятием и картиной мира – ядерным, глубинным образованием.

Картина мира, как и любое психическое образование, имеет своего носителя – субъекта, который обладает набором относительно устойчивых индивидуальных свойств и особенностей. Бесспорно то, что воспринимает и познает мир не глаз и не мозг, а человек как целостная психическая реальность.

В психологической литературе выделены особенности, присущие высокоинтеллектуальной личности, к которым относят способность к сосредоточению внимания, быстрота мыслительных операций, повышение возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности, чрезвычайная способность к умственному подражанию, формализм умственной деятельности. Стремление к познанию – самая яркая характеристика индивидуума с высокими умственными возможностями – это как раз и есть следствие того, что процессы обработки информации происходят быстрее и эффективнее в связи с высоким уровнем интеллекта. Выделяют так же способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений, предрасположенность к четким схемам и классификациям. М.А. Холодная выделяет также некоторый минимум базовых свойств интеллекта: уровневые свойства, характеризующие достигнутый уровень развития отдельных познавательных функций и лежащие в основе процессов презентации действительности; комбинаторные свойства, характеризующие способность к выявлению и формированию разного рода связей и отношений, в широком смысле слова – способность комбинировать в различных сочетаниях компоненты опыта; процессуальные свойства, характеризующие операциональный состав, приемы и стратегии интеллектуальной деятельности вплоть до уровня элементарных информационных процессов; регуляторные свойства, характеризующие обеспечиваемые интеллектом эффекты координации, управления и контроля психической активности. Свойства этого типа обнаруживают себя в организации поведения, в регуляции эффективных состояний, а также в эффектах саморегуляции интеллектуальной активности. При этом автор подчеркивает, что интеллектуальная репрезентация индивидуализирована – это порождение некой ментальной модели на основе внешнего и внутреннего контекста. Картина мира в данном ключе и есть непосредственно внутренний контекст.

Существует ряд данных проведенных исследований, которые косвенно указывают на специфику картины мира высокоинтеллектуальной личности. В частности, Т.А. Березиной были выявлены факты альтруистического отношения высокоинтеллектуалов по отношению к людям. Степень альтруизма также связана с интеллектом, и чем выше интеллект, тем чаще человек поступает альтруистично, стремится к выгоде не только для себя, но и для взаимодействующего с ним партнера, даже если он этого человека видит впервые в жизни. С.В. Побережная исследовала интеллект в контексте семантического пространства отражения и эмипирически доказала, что интеллектуалам присуща высокая степень структурированности и интегрированности понятийной структуры. В результате исследования автор пришла к выводу о том, что существуют особенности психического отражения интеллектуально одаренных людей, проявляющаяся в активности по отношению к миру, позитивном характере восприятия, высокой степени принятия объектов (объекты воспринимаются как возможные, типичные и в определенной динамике).

Основываясь на данных проведенных в данной области исследований, представляется возможным высказать ряд гипотетических положений, нуждающихся в дальнейшей эмпирической проверке.

Человек с высоким уровнем интеллекта строит взаимоотношения с миром не в плоскости «мы», где я пользователь, следовательно, имею право (позиция- присвоение), а в плоскости «я и мир», где субъектно-объектные отношения сохраняются, при сохранении взаимосвязей и одновременном сохранении четких границ.

Сложная схема картины мира высокоинтеллектуала позволяет отражать объекты во множестве взаимосвязей, взаимодействий. Отделение себя от этого множества – необходимость – для сохранения целостности и устойчивости психического мира личности.

Человек существует в той реальности, которую создает, и эта реальность вписывается в интегративную схему его существования, создает и меняет его. Детерминация этих процессов позволяет человеку адекватно воспринимать окружающую действительность и обеспечивает оптимальную адаптивность.

В заключении можно привести высказывание М.А. Холодной о том, что значение интеллектуально одаренных людей в обществе следует видеть не только в том, что они хорошо решают задачи и порождают новое значение, но, главным образом, в том, что они обладают способностью создавать разумную (объективированную) картину мира, т.е. видеть мир таким, каков он был, есть и будет в своей действительности.

Е.В. Лола, Т.А. Климонтова