Социально-экономические науки

Кейс-метод в образовательном процессе

Кейс (Case study) — метод анализа ситуаций. Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Кейс-метод выступает и специфическим практическим методом организации учебного процесса, методом дискуссий с точки зрения стимулирования и мотивации учебного процесса, а также методом лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

В нем дается наглядная характеристика практической проблемы и демонстрация поиска способов её решения. Наконец по критерию практичности он представляет собой чаще всего практически-про- блемный метод.

Кейс-метод можно представить в методологическом контексте как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняет в кейс-методе свои роли.

Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе.

Кейс представляет собой некоторую ролевую систему. Под ролью понимают совокупность требований, предъявляемых к лицам, занимающим определенные социальные позиции. Высокая концентрация ролей в кейсе приводит к превращению кейс-метода в его крайнюю ролевую форму — игровой метод обучения, сочетающий в себе в себе игру с тонкой технологией интеллектуального развития и тотальной системой контроля. Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Но в любом случае выработка модели практического действия представляется эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых.

Подходы к структуризации кейса

Профессионалы кейс-метода, утверждают, что каждый кейс-материалдолжен иметь индивидуальную, свойственную только ему структуру или, если быть точными, систему структур. Грамотно составленный кейс должен характеризоваться четко выраженными временной, сюжетной и разъяснительной структурами.

Временная структура кейса. Любая ситуация, описанная в кейсе, происходит во временной системе координат. Поэтому студенты, работающие с кейс-материалом, должен четко представлять: в какой временной последовательности происходят события, изложенные в кейсе. Обычно кейс-материал составляется в строгом соответствии с временной структурой. Однако в последние годы все чаще встречаются кейсы, в которых временная последовательность изложения материала разбита на несколько временных отрезков, что позволяет включать в канву изложения ситуации комментарии, размышления, мнения, цитаты и прочие необходимые материалы. Тем не менее, это не должно отразиться на последовательности изложения событий, и временная структура должна по-прежнему оставаться четкой и понятной студентам.

Сюжетная структура кейса. Чтобы кейс-материал действительно смог увлечь студента, необходимо наличие четкой сюжетной линии. Чем ярче будет представлена проблема, поставленная в кейсе, тем больший интерес она вызовет. Столкновение идей или людей — лучшая гарантия успеха кейса в студенческой среде.

Разъяснительная структура кейса. Изложенная в кейсе ситуация должна быть понятна читателю до мельчайших подробностей. Необходимо помнить, что восприятие материала автором кейса и читателем не одинаково. Поэтому чрезвычайно полезно периодически смотреть на свое творение глазами будущего читателя и, как результат этого процесса, — возможно, более подробно осветить те моменты, которые с авторской точки зрения не требуют дополнительного разъяснения. Не случайно подавляющее большинство кейсов, пользующихся успехом, как у профессионалов, так и у студентов, содержит подробнейшую информацию об отрасли промышленности или сфере услуг, к которой принадлежит организация, о самой организации, ее персонале, используемых технологиях и прочие сведения, казалось бы, не имеющие непосредственного отношения к поставленной проблеме, но способные облегчить процесс самостоятельной работы над материалом кейса будущему читателю.

Процесс работы над кейсом

М. Линдере и Дж. Эрскин1 выделяют в процессе написания кейса пять этапов. Этап 1. Поиск первоначальных условий (цель первого этапа — определить основную идею будущего кейса и добиться расположения нужных организаций и контактных лиц)

Этап 2. Установление первого контакта (После того, как найдены первоначальные условия для написания будущего кейса, необходимо ответить на вопрос: «Готовы ли менеджеры организации, на материалах которой будет написан кейс, содействовать работе над ним?»)

Этап 3. Сбор информации

Этап 4. Процесс составления (Составление кейса предполагает организацию и представление полученных данных таким образом, чтобы описанная в кейсе ситуация была понятна читателю после первого же прочтения и имела единственное толкование. Процесс составления кейса, пожалуй, самый трудный этап работ над новым кейс-материалом.

  1. В кейсе желательно описывать одно или несколько событий, взятых из реальной бизнес-практики.
  2. В кейсе обязательно приводится необходимая информация об организации в целом и людях, работающих в ней.
  3. Кейс-материал должен содержать высказывания сотрудников организации относительно рассматриваемой проблемы.
  4. Текст кейса не должен быть перегружен биографическими данными сотрудников организации.

Формы представления собранного материала.

  • текст кейса должен быть написан хорошим русским языком, с соблюдением всех правил грамматики, синтаксиса и пунктуации. В случае опубликования кейса, с материалом непременно должен поработать профессиональный редактор.
  • крайне необходимо, в целях избежания двусмысленности толкования и затрудненного понимания сути изложенной ситуации, тщательно подбирать слова.
  • желательно описывать ситуацию в прошедшем времени. Это необходимо, прежде всего, в целях защиты интересов организации, предоставившей информацию, а также увеличения «жизненного усилия» кейса. Кейс-материал, изложенный в настоящем времени, как это ни парадоксально, живет ровно столько времени, сколько актуальна описанная в нем ситуация. Именно поэтому практики в случае невозможности описания ситуации в прошедшем времени рекомендуют указывать точную дату написания кейса.
  • необходимо использовать табличную форму представления данных.
  • в целях облегчения работы с кейс-материалом желательно использование диаграмм, схем, рисунков, сводных таблиц и т.д.
  • все цифровые данные, приведенные в тексте кейса, должны быть тщательно проверены.
  • справочный материал, используемый в иллюстративных целях, должен быть вынесен в приложения.

Этап 5. Получение разрешения на публикацию.

Источники создания кейсов

Кейс — это результат отражательной деятельности преподавателя. Как интеллектуальный продукт он имеет свои источники.

Классификация кейсов по степени воздействия их основных источников.

практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;

научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. По сути дела этот кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.

Киселева О.А.

  1. Michiel R, Leenders and James A. Erskine disc Research: The Case Writing Process. Ontario: School of Business Administration the University of Western Ontario, 2007.