Дипломная работа по психологии

Коммуникативная дезадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Тема работы: Коммуникативная дезадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Страницы: 86

Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический обзор проблемы коммуникативной дезадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья……………………………8
1.1. Проблема коммуникативного развития детей дошкольного возраста….8
1.2. Сущность коммуникативной дезадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья………………………………………………………15
1.3. Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у детей с ограниченными возможностями здоровья…………………………………………………………………………23
1.4. Выводы…………………………………………………………………….28

Глава 2. Изучение специфики коммуникативных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья……………………………………30
2.1. База и методы исследования………………………………………………30
2.2. Анализ результатов исследования………………………………………..34
2.3.Выводы………………………………………………………………………42
Глава 3. Преодоление коммуникативной дезадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья по средствам театрализованной деятельности…………………………………………………………………….44
3.1.Цель и задачи коррекционной программы………………………………..44
3.2.Оценка эффективности программы……………………………………….45
3.3. Выводы……………………………………………………………….…….51
Заключение……………………………………………………………….…….53
Список литературы……………………………………………………………..56
Приложение…………………………………………………………………….64

Введение

Актуальность темы. Известно, что количество детей с отклонениями в психическом развитии непрерывно увеличивается. Это ставит психологов и педагогов перед необходимостью дальнейшего поиска новых эффективных подходов к диагностике и коррекции нарушений развития.
Коммуникативные проблемы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья обнаруживаются в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми в совместной бытовой деятельности, партнерской ролевой игре, в ситуациях нерегламентированного общения. Можно отметить у данной категории детей трудности вхождения в детское общество, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера, что приводит к обеднению коммуникативного опыта ребенка, оказывает отрицательное влияние на характер и содержание ролевых игр, межличностных отношений, определяет сниженный социальный статус ребенка в группе сверстников.
Учитывая психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо подчеркнуть, что для более успешного преодоления отклонений в развитии коммуникативной сферы особое внимание следует уделить использованию творческих, креативных видов деятельности, в том числе, театрализованной деятельности.
Обобщая сказанное, можно заключить, что выявление психологических механизмов коррекционного воздействия театрализованной деятельности и применения ее как эффективного средства предупреждения и преодоления коммуникативной дезадаптации у детей с ограниченными возможностями здоровья, является актуальной проблемой, поднятой в настоящем исследовании.
При этом изучение практики специальных дошкольных учреждений показало, что театрализованная деятельность как средство коррекционного воздействия не получила должного применения. Она используется без необходимого учета специфики коррекционной работы при отклонениях в развитии. Материалы исследований по данной теме обычно ограничиваются признанием значения театрализованной деятельности как средства развития творческого воображения ребенка. Однако сам процесс воздействия театрализованной деятельности на коррекцию коммуникативной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья мало изучен.
Таким образом, проблема коммуникативной дезадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья представляется недостаточно изученной. Реализация задач настоящего исследования актуализирует ряд научных и методологических проблем психокоррекции коммуникативной сферы средствами театральной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья обуславливает необходимость разработки диагностических моделей и коррекционно-развивающих программ.
Цель – на основании психологических исследований разработать систему психодиагностики коммуникативных умений и коррекции их нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья по средствам театрализованной деятельности.
Объект исследования – коммуникативная дезадаптация.
Предмет исследования – психологические условия предупреждения коммуникативной дезадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами театрализованной деятельности.
1. Исследование направлено на проверку следующих гипотез:
Коммуникативная дезадаптация детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности и выражается в нарушении умений межличностной коммуникации, межличностного взаимодействия и механизмов межличностного восприятия.
2. Применение разработанной программы, целенаправленно включающей театрализованную деятельность, позволяет компенсировать основные проявления коммуникативной дезадаптации, в том числе: нарушения умений межличностной коммуникации, межличностного взаимодействия и механизмов межличностного восприятия.
В соответствии с целью, определением объекта, предмета и исследовательских гипотез в работе поставлены следующие задачи исследования:
1. Теоретически проанализировать основные подходы к разработке проблемы коммуникативного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, рассмотреть механизмы формирования коммуникативной дезадаптации с ограниченными возможностями здоровья.
2. Изучить коммуникативные умения, особенности межличностного взаимодействия и механизмы межличностного восприятия детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Разработать и апробировать программу, направленную на компенсацию основных проявлений коммуникативной дезадаптации, средствами театрализованной деятельности.
Методологические основы исследования определены на основании положений об объективных законах психического развития ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, которые заложены в теории культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского. Данное исследование опиралось на фундаментальные положения отечественной психологии о законах развития психики в онтогенезе, разработанные Б.Г. Ананьевым, Л. И. Божович, М.Г. Елагиной, А.В.Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, М.И. Лисиной, А.А. Люблинской, С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным и др. Важнейшее значение в понимании становления механизмов психики ребенка имеет теория деятельностного подхода А.Н. Леонтьева. Значительную роль в постановке и обосновании основной проблемы дипломного исследования сыграли работы ведущих специалистов в коррекционной педагогике и психологии — Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, В.И. Лубовского, И.Ю.Левченко, В.Г.Петровой, У.В. Ульенковой, О.Н. Усановой и других ученых.
Методы исследования. На разных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовался широкий набор методов: наблюдение, беседа, тестирование. С целью изучения умений межличностной коммуникации ребенка нами использовалась методика «Рисунок человека». С целью изучения умений межличностного взаимодействия использовалась методика Рене Жиля и с целью изучения умений межличностного восприятия использовалась методика Е.Б. Ковалевой.
База и этапы исследования. В исследовании принимало участие 30 детей дошкольного возраста, воспитанников ??? города Иркутска. Исследование проходило в несколько этапов. На первом этапе был проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. На втором этапе проводился первичный диагностический срез, изучались особенности коммуникативных умений детей. На третьем этапе была разработана и апробирована коррекционная программа; систематизировались и обобщались результаты исследования.
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась использованием апробированных в отечественной психологии методов исследования, комплексным применением валидных и надежных методик, взаимопроверкой результатов. Статистическая значимость различий между значениями показателей тестирования до и после применения программы в группах испытуемых вычислялась с помощью метода ранговой корреляции Ч. Спирмена и t – критерия Стьюдента.
Практическая значимость работы исследования заключается в том, что создана программа, обеспечивающая повышение эффективности
коррекции недостатков коммуникативного развития, преодоления
коммуникативной дезадаптации у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами театрализованной деятельности. Для психологов и педагогов дошкольных учреждений даны рекомендации использования коррекционной системы театрализованной деятельности при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.