Психология

Коммуникативная компетентность личности и ее взаимосвязь с саморегуляцией поведения в раннем юношеском возрасте

Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми.

Человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому человек должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества. Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации.

В самом общем плане компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе — собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче. Формирование коммуникативной компетенции человека является актуальной проблемой социальной психологии, решение которой имеет большое значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Коммуникативная компетентность, имеет двоякий смысл — это и эмпатическое свойство (сопереживание), и знание о способах ориентации в различных ситуациях, свободном владении вербальными и невербальными средствами общения. В коммуникативную компетентность входят: умение ориентироваться в социальных ситуациях, умение правильно определить личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, умение выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовать их в процессе взаимодействия.

Саморегуляция — это процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.

Осознанную саморегуляцию можно рассматривать как процесс инициации и управления произвольной активностью. Основные функциональные компоненты саморегуляции: цели деятельности, модель значимых условий, программа исполнительских действий, критерии успешности, оценивание результатов, коррекция. Саморегуляция осуществляется как единый процесс, обеспечивая мобилизацию и интеграцию психологических особенностей человека для достижения целей деятельности и поведения. Процесс саморегуляции способствует выработке гармоничного поведения, на его основе развивается способность управлять собой сообразно реализации поставленной цели, направлять свое поведение в соответствии с требованиями жизни и профессиональными или учебными задачами. В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что коммуникативная компетентность и саморегуляция поведения в раннем юношеском возрасте взаимосвязаны, при этом старшеклассники с высоким уровнем коммуникативной компетентности будут иметь более высокий уровень саморегуляции поведения.

Исследование проводилось на учащихся десятых классов Православной женской гимназии и МОУ гимназии №44. Выборка составила 25 человек в возрасте 14-16 лет. Для изучения коммуникативной компетентности был использован тест — опросник социально — коммуникативной компетентности Р.В. Овчаровой (КСК). Исследование саморегуляции поведения проводилось по методике «стиль саморегуляции поведения — 98» (В. И. Моросанова, Е. М. Коноз). С целью статистической обработки результатов исследования был использован метод расчета коэффициента корреляции, вычисляемый по формуле Пирсона.

Результаты исследования коммуникативной компетентности старшеклассников с различным уровнем саморегуляции поведения представлены на рисунках 1, 2.

Распределение испытуемых с высокой коммуникативной компетентностью по уровню саморегуляции поведенияНа рисунке 1 представлены результаты исследования уровня саморегуляции поведения у испытуемых с высокой коммуникативной компетентностью. Данные старшеклассники компетентны в общении, хорошо ориентируются в социальных ситуациях, умеют правильно определить личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, способны поставить себя на место другого человека, свободно владеют вербальными и невербальными средствами общения. Из рисунка видно, что 56% испытуемых с высокой коммуникативной компетентностью имеют высокий уровень саморегуляции поведения. Для них характерна осознанность и взаимосвязанность в общей структуре индивидуальной регуляции регуляторных звеньев, автономность в организации активности человека, его способность самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности. Такие испытуемые самостоятельны, гибко и адекватно реагируют на изменение условий, выдвижение и достижение цели у них в большой степени осознанно. У 44% респондентов средний уровень саморегуляции поведения.

Распределение испытуемых с низкой коммуникативной компетентностью по уровню саморегуляции поведения

На рисунке 2 представлены результаты исследования уровня саморегуляции поведения у испытуемых с низкой коммуникативной компетентностью. Данные старшеклассники проявляют социально — коммуникативную неуклюжесть, плохо ориентируются в социальных ситуациях, затрудняются в определении личностных особенностей и эмоциональных состояний других людей. Из рисунка видно, что 67% испытуемых с низкой коммуникативной компетентностью имеют низкий уровень саморегуляции поведения. У них не сформирована потребность в осознанном планировании и программировании своего поведения, они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей. Такие испытуемые предпочитают действовать импульсивно, они не могут самостоятельно сформировать программу действий, часто сталкиваются с неадекватностью полученных результатов целям деятельности и при этом не вносят изменений в программу действий, действуя путем проб и ошибок. У 33% респондентов средний уровень саморегуляции поведения.

Анализ проведенного исследования позволил прийти к следующим выводам:

  • из общего количества испытуемых, 36% имеют высокий уровень коммуникативной компетентности, 40% — средний уровень, 24% респондентов проявляют коммуникативную неуклюжесть;
  • 24% старшеклассников имеют высокий уровень саморегуляции поведения, 52% — средний, 24 % испытуемых — низкий уровень саморегуляции поведения;
  • старшеклассники с высокой коммуникативной компетентностью, где 56% испытуемых имеют высокий уровень саморегуляции поведения, 44%- средний;
  • из общего количества испытуемых с низкой коммуникативной компетентностью, 67% респондентов имеют низкий уровень саморегуляции поведения и 33% — средний уровень саморегуляции поведения.

На основе статистической обработки результатов исследования было установлено, что существует статистически достоверная обратно пропорциональная связь между социально-коммуникативной неуклюжестью и уровнем саморегуляции поведения в раннем юношеском возрасте (г = -0,60, при р = 0,01).

В ходе проведенного исследования было установлено и статистически доказано то, что коммуникативная компетентность и саморегуляция поведения в раннем юношеском возрасте взаимосвязаны, при этом старшеклассники с высоким уровнем коммуникативной компетентности имеют более высокий уровень саморегуляции поведения.

Зульматова Б. А.