Документационное обеспечение управления

Компетенции специалистов делопроизводственной сферы

В ходе проведения исследования были опрошены работники и руководители промышленных (производственных) и коммерческих предприятий Иркутской области, а также структурных подразделений, в подчинении которых находятся работники сферы документооборота. Анкетирование проводилось на предприятиях различных видов собственности (акционерные, частные, коммерческие).

В состав акционерных предприятий вошли (в данном случае под акционерными предприятиями понимались все виды обществ):

  • ООО «Востсибуголь»;
  • ЦЭС ОАО «ИЭСК»;
  • ОАО «Газпром»;

В состав частных предприятий вошли:

  • «КаСес» (производство хлебобулочных изделий);
  • ИП Матафонов (производство мебели)

В основу программы социологического исследования легла гипотеза:

Развитие ключевых компетенций работников сферы документооборота способствует профессиональному становлению и карьерному росту;

В социологическом исследовании принимали участие руководители, а также работники сферы документооборота возрастом от 30 до 60 лет. Из всех опрошенных 70% были женщины, 30% — мужчины.

Средний стаж работы опрошенных в должности руководителя предприятия/структурного подразделения от 5 до 10 лет. То же касается канцелярских работников.

Большинство опрошенных составили женщины в возрасте от 32-43 лет, имеющие высшее образование по направлениям гуманитарное — 40%, лингвистическое — 40%, естественно-научное — 20%.

В каждой представленной анкете имелся определенный набор компетенций, который можно разделить на три группы:

  • технические навыки (умение работать с компьютерной техникой и информационными технологиями);
  • навыки работы с документами (уметь организовывать все этапы работы с документами, владеть правилами подготовки управленческих документов и ведения деловой переписки, владеть принципами и методами упорядочения состава документов и т.д.);
  • личностные качества (умение работать в группе (умение сотрудничать), честность, порядочность, ответственность, ясно излагать мысли, инициативность и т.д).

Изучив полученные результаты анкетирования работников сферы документооборота, представленные показатели выглядят следующим образом:

Показатели компетенций канцелярских работников

В век информационных технологий специалисту любой области необходимо владеть навыками работы на компьютере. Взглянув на представленную гистограмму видно, что работники подтверждают данный факт и, в свою очередь, не снижают важность обладания навыками работы с документами. Делая выводы по данным результатам, можно сказать, что гипотеза: «Документовед должен обязательно обладать умениями анализировать и добывать информацию (в том числе и посредством Интернета), работать в глобальной сети Интернет, обладать грамотной речью и, необязательно, но желательно быть инициативным, творческим, уметь работать в команде, владеть иностранным языком», — является доказанной.

Полученные показатели руководителей для большей наглядности можно представить в виде гистограммы, определив при этом среднее статистическое значение.

показатели ключевых компетенций

Данная гистограмма показывает, что большее число опрашиваемых представленные качества и умения считают важными для работников сферы документооборота (52 % — важно, 42% — очень важно). И лишь 10% опрошенных полагают, что такими качествами как «Способность разрабатывать локальные нормативные акты и нормативно-методические документы», «Знать требования к организации обеспечения сохранности документов в архивах», «Владеть логистическими основами организации хранения документов», «Владеть правилами эксплуатации технических средств», документовед может и не обладать. Следует отметить, что мужчины-руководители намного чаще, чем руководители-женщины выбирали показатель «Неважно совсем» для оценки качеств и умений работников сферы документооборота. Следовательно, можно сказать, что мужчины-руководители оценивают умения сотрудника по факту, то есть ему неважно, чему учился документовед, а главное, что он умеет сейчас.

Также нельзя не отметить тот факт, что большинство опрашиваемых имеет средний стаж работы в сфере документооборота (как руководители, так и канцелярские работники) и в большей степени анкетируемые полагались на свой профессиональный опыт. Иными словами, полностью доказывается выдвинутая гипотеза «Основу формирования и развития компетентности составляют сформированные и развитые ключевые компетенции».

Во время исследования при определении общекультурных ключевых компетенций работников сферы документооборота выявились следующие показатели:

определении общекультурных ключевых компетенций
Для доказательства гипотезы «Развитие ключевых компетенций работников сферы документооборота способствует профессиональному становлению и карьерному росту» были проанализированы ответы руководителей на вопрос: «Считаете ли Вы, что сотрудник сферы документооборота, обладающий максимальным «набором» ключевых компетенций, имеет больше вероятности продвинуться по карьерной лестнице?». Таким образом, гипотеза подтвердилась тем, что все респонденты (100%) ответили «Да».

После анализа полученных результатов от руководителей и канцелярских работников представляем сводную диаграмму показателей компетенций:

сводная диаграмма показателей компетенций

Из данной диаграммы видно, что набор компетенций у руководителей, которые они предъявляют своим подчиненным на 13,7% выше, чем набор компетенций, определенный самими канцелярскими работниками, но это представленное различие несущественно.

Руководители желают максимально возможных умений от своих подчиненных, но сами канцелярские работники выделяют основные ключевые компетенции исходя из реальной обстановки трудового процесса.

Итак, наиболее важными общекультурными компетенциями для руководителей и работников сферы документооборота являются:

  • Способность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
  • Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
  • Способность совершенствовать технологии документационного обеспечения управления;
  • Способность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм;
  • Способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
  • Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;
  • Способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы;
  • Навыки работы на ПК;
  • Владение одним из иностранных языков на разговорном уровне и выше.

В ходе анализа результатов, полученных при опросе респондентов, выявлена интересная закономерность: руководители на 100% удовлетворены компетенциями работников, в то время как сами сотрудники считают, что их навыки и умения несовершенны.

таблица компетенций

Результаты данной таблицы следует изучать в том аспекте, что чем ниже процентное соотношение в показателях у работодателей, тем, значит, выше их мнение при оценивании умений и качеств своих подчиненных.

Таким образом, исследуя полученные результаты, можно сказать, что руководители оценивают возможности и перспективы развития работников в несколько другом аспекте, нежели сами сотрудники организации. Исходя из данного утверждения, канцелярские работники более реально оценивают свои возможности, тем самым, представляя подтверждение фразы «Ничто не совершенно». В добавление к этому респондентам было предложено выразить свое мнение относительно того, какие качества работники хотели бы продолжать развивать, а также в совершенствовании и повышении уровня каких качеств заинтересованы работодатели.

таблица компетенцийПроследить совпадения мнений руководителей и работников можно по графику:

график компетенций

На основании графика видно, что руководители полностью поддерживают и разделяют желание работников совершенствовать «Способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную речь», «Способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства», «Навыки работы на ПК».

График демонстрирует ту ситуацию, когда руководители желают универсальных работников, которые обладают всеми качествами и умещениями в максимальном объеме. Работники же напротив считают, что не все компетенции требуют улучшения исходя из личного опыта, объясняют это тем, что трата ресурсов на улучшение каких-либо не особо значимых качеств не будет способствовать повышение эффективности трудового процесса

Делая выводы, можно сказать, что для профессионального становления и карьерного роста набор ключевых компетенций, которыми должен обладать документовед должен не только включать в себя качества и умения по обработке документации, организации документопотоков, но также профессиональный документовед должен уметь адаптироваться в условиях технического прогресса, обладать способностью к самосовершенствованию. Особенно, максимальный набор ключевых компетенций требуется на крупных производственных и промышленных предприятиях. Это объясняется более широким диапазоном ответственности, который встает перед работником сферы документооборота. В частных организациях руководители, реально оценивая ситуацию, полагают, что документоведу не так важно быть компетентным в таких вопросах, как эксплуатация технических средств и использования информационных технологий, знание языков программирования. Но они подтверждают тот факт, что максимальный набор ключевых компетенций документоведа, несомненно, способствует карьерному росту.

В ходе проведения данного социологического исследования были выполнены следующие задачи:

-выявлено и изучено состояние актуальности исследования в том, что на современном этапе требования к профессиональной подготовке документоведов растут;

определены группы людей, работающих в сфере документооборота организации;

— выявлены основные ключевые компетенции работников сферы документооборота.

Результаты проведенного исследования дают возможность утверждать, что ключевые компетенции специалиста-документоведа есть сложное интегративное образование, сочетающее в себе информационно-коммуникативные знания, умения, а также личностные свойства и качества, необходимые для полноценного выполнения функций, связанных с профессиональной деятельностью. Набор ключевых компетенций документоведа есть ядро профессионализма будущего специалиста-документоведа.

Артасюк Ю.Л.