учет и аудит

Комплексный подход к диагностике кризисной ситуации на предприятии

Основным критерием проявления кризисной ситуации на предприятии является его неплатежеспособность – невозможность предприятия погасить свои обязательства. Она проявляется в нарушении финансовых потоков, обеспечивающих производство и реализацию продукции.

Причинами неплатежеспособности являются факторы, влияющие на снижение или недостаточный рост выручки от реализации и опережающий рост обязательств. Неплатежеспособность, как нарушение финансового оборота, отражается в дефиците оборотных активов, которые могут быть направлены на погашение обязательств. Оценивая и анализируя финансово-экономическую деятельность проблемного предприятия в ходе антикризисного управления, выявляются и устраняются факторы, определяющие неплатежеспособность предприятия.

Оценивая одну только неплатежеспособность, невозможно правильно и адекватно оценить реальное положение дел на предприятии. Для выяснения причин и выработки конкретных рекомендаций необходимо определить сущность проявления кризисных тенденций (т.е. неплатежеспособность выступает как результат проявления ряда факторов в финансово-экономической деятельности предприятия).

Финансовое состояние предприятия рассматривается как результат взаимодействия всех элементов системы финансовых отношений внутри предприятия и определяется всей совокупностью производственно-хозяйственных факторов. Действие каждого из факторов может являться основой для выводов о возможностях финансового оздоровления предприятия. Учитывая, что предприятие является одновременно и субъектом, и объектом в системе антикризисных процедур, наиболее важным представляется деление факторов на внешние и внутренние.

Внешние не зависят от организации работы самого предприятия, их изменение не подвластно воле предприятия. К таким факторам относятся изменение системы налогообложения, рост тарифов на энергоносители, транспортные перевозки и содержание социальных объектов предприятия.

Внутренние напрямую зависят от уровня антикризисного менеджмента на предприятии и являются основой для определения внутренних резервов восстановления платежеспособности.

Комплексный подход к диагностике кризисного состояния на предприятии основан на последовательной оценке действия внутренних и внешних факторов, определяющих глубину финансового кризиса, выбор и перспективность применения методов финансового оздоровления. Диагностика финансового состояния осуществляется в следующей логической последовательности:

  1. Состояние реализации и производства продукции – определяющая характеристика состоятельности предприятия. Эта способность характеризуется объемом продукции, произведенной и реализованной в отчетном периоде. Оценка состояния производства и реализации продукции предприятия включает изучение: динамики производства и реализации продукции; устойчивости ее производства и сбыта; расчетов с потребителями продукции; состава и структуры выпускаемой продукции и ее конкурентоспособности.
  2. Состав и структура выпускаемой продукции – в состав товарной продукции включаются: основная продукция; работы промышленного характера; товары народного потребления; прочая продукция. Структура продукции отражает удельный вес отдельных видов продукции в общем объеме. Сохранение пропорций между отдельными видами продукции характеризует устойчивое состояние производства. Снижение удельного веса основных видов продукции является индикатором спада производства.
  3. Конкурентоспособность продукции – характеризуется степенью удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшей аналогичной на данном рынке. Оценка конкурентоспособности и рыночной привлекательности выпускаемой продукции основывается на анализе: емкости рынка выпускаемой продукции; конкурентоспособности изделий; ассортимента выпускаемых изделий; определения соответствия отпускных цен на продукцию ее конкурентным характеристикам.
  4. Наличие и эффективность использования производственных ресурсов – состав производственных ресурсов: персонал, внеоборотные активы, оборотные активы.

Персонал – оценка обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и их использования должна осуществляться в целях диагностики социального банкротства, которое выражается снижением численности, уровня квалификации работников, заработной платы.

Внеоборотные активы – в процессе оценки стоимости и структуры внеоборотных активов необходимо определить удельный вес внеоборотных активов в стоимости имущества; структуру по следующим видам: нематериальные активы; основные средства; незавершенное строительство; долгосрочные финансовые вложения.

Оборотные активы – активы предприятия, представленные в виде: запасов товарно-материальных ценностей; расходов будущих периодов; средств, находящихся на счетах; временно свободных денежных средств — оценка осуществляется с позиций ликвидности и возможности их мобилизации для погашения кредиторской задолженности. Оценка оборотных активов для диагностики несостоятельности включает анализ: динамики стоимости и структуры оборотных активов; ликвидности оборотных активов; эффективности использования оборотных средств.

Спад производства, признаки социального банкротства, высокая степень износа основных средств, низкая ликвидность оборотных средств – любой из этих взаимосвязанных факторов может стать причиной неплатежеспособности предприятия. Неплатежеспособность проявляется в таком размещении и использовании финансовых ресурсов, при котором предприятие не может погасить свои обязательства перед кредиторами. Поэтому необходимо определить влияние показателей, характеризующих финансово-экономическое состояние предприятия, по результатам которых можно своевременно разработать антикризисные мероприятия и предупредить банкротство предприятия.

Е.Е. Богданова, М.Ю. Безвербная

Литература

  1. Закон РФ от 08.01.98 № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий».
  2. Бляхман Л.С. Основы функционального и антикризисного менеджмента. СПб.: Издательство Михайлова В.А. – 1999.
  3. Семь нот менеджмента. – М.: ЗАО «Журнал Эксперт». – 1997.
  4. Уткин Э.А. Антикризисное управление. – М.: Тандем. – 1997.
  5. Уткин Э.А. Риск-менеджмент. – М.: Тандем. – 1998.
  6. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез». – 1999.