Компьютеры ворвались в нашу жизнь во всех ее проявлениях, и стали неотъемлемой ее частью. Естественно, что компьютерные методы, в том числе и психокоррекционные, все чаще используются психологами в работе.
В условиях медико-психологического центра использование компьютерных психокоррекционных методик осуществляется при помощи программно-аппаратного комплекса «БОСЛАБ», разработанного Институтом молекулярной биологии и биофизики г. Новосибирска.
Компьютерный комплекс «БОСЛАБ» имеет широкую сферу применения и используется нами в коррекции депрессивных нарушений, алкогольной, наркотической и других зависимостей у взрослых, а так же нарушений поведения, гиперактивности, дефицита внимания у детей и подростков.
Подробнее остановимся на работе с детьми и подростками. Эффект психотерапевтической работы с данным контингентом возрастает в связи с интересом детей и подростков к компьютерным играм.
Компьютерный игровой тренинг комплекса «БОСЛАБ» помогает активизировать способность детей регулировать различные сферы психической жизни, состоящие из конкретных контролирующих умений в этих сферах, связанных с развитием произвольного внимания.
Такими умениями являются:
В двигательной сфере:
- умение произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении;
- умение различать и сравнивать мышечные ощущения;
- умение определять соответствующий характер ощущений (напряжение – расслабление, тяжесть – легкость …), характер движений, сопровождаемый этими ощущениями (сила – слабость, резкость – плавность, темп, ритм).
В эмоциональной сфере:
- умение произвольно направлять свое внимание на испытываемые эмоциональные ощущения;
- умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно – неприятно, беспокойно, страшно, удивительно и т.п.).
- умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на «экспрессивные» движения, которые сопровождают любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие;
В сфере общения:
- умение улавливать, понимать и различать чужие эмоциональные состояния;
- умение сопереживать, т.е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать (прочувствовать) его эмоциональное состояние.
- умение отвечать адекватными чувствами, т.е. в ответ на эмоциональное состояние другого проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения.
В поведении:
- умение определять конкретные цели своих поступков;
- умение искать и находить, выбирая из множества вариантов, средства достижения этих целей;
- умение оценивать и проверять эффективность выбранных путей, ошибаясь и исправляя ошибки опытом чувств или прошлых аналогичных ситуаций;
- умение предвидеть конечный результат своих действий и поступков;
- умение брать на себя ответственность.
Метод компьютерной психокоррекции является уникальным способом коррекции нарушений поведения, гиперактивности, синдрома дефицита внимания. Уникальность метода определяется тем, что в рамках игры ребенок обучается нормализовать функционирование тех структур головного мозга, которые ответственны за возникновение расстройства.
Таким образом, коррекция нарушений поведения происходит за счет мобилизации собственных ресурсов ребенка. В процессе игры ребенок получает возможность визуализации невидимых физиологических компонентов психических процессов, которую предоставляет процесс игры, открывает ребенку большие возможности для самонаблюдения, улучшает осознание себя и побуждает к большей саморегуляции.
Каждое психокоррекционное занятие состоит из трех стадий:
На начальной стадии происходит установление контакта с ребенком и вовлечение его в психокоррекционный процесс. На этой стадии важно помочь ребенку обрести уверенность в том, что его принимают вместе с его проблемами, дать почувствовать себя в безопасности, ощутить, что его принимают, как ценную и неповторимую личность.
В этой ситуации включение игрового компьютерного тренинга позволяет не только заинтересовать ребенка происходящим, но и продемонстрировать ему, что он способен решать сложные задачи, с которыми он никогда не сталкивался ранее или сталкивался, но неудачно.
Игровой и соревновательный контекст компьютерного тренинга (а следует помнить, что ребенок соревнуется с собственной неуверенностью, тревожностью, агрессивностью и т.д.) способствует возникновению уверенности в себе, более полному и гармоничному принятию своего Я.
На второй, промежуточной стадии проводится пересмотр дезадаптивных поведенческих паттернов с последующим обучением ребенка новым формам поведения и выработкой новых установок. Фактически, весь процесс игры построен так, что для того, чтобы выполнять сюжетные цели и улучшать свои результаты, ребенок побуждается к поиску наиболее оптимальных свободных доступов к своим личностным ресурсам и, следовательно, ведет себя все более и более гармонично и гибко.
На третьей, заключительной стадии ставится задача закрепить наработанные изменения. На этой стадии навыки, приобретенные в виртуальной реальности, насколько это возможно, переносятся в реальную жизнь ребенка.
Показателями успешной психокоррекционной работы могут служить следующие перемены в поведении ребенка:
- ребенок менее зависим.
- ребенок меньше смущается.
- ребенок более открыто выражает свои потребности.
- ребенок способен сосредоточиться на самом себе.
- ребенок берет на себя ответственность за собственные чувства и поступки.
- ребенок должным образом ограничивает свое поведение.
- ребенок в большей степени обладает внутренним контролем.
- ребенок стал более гибким.
- ребенок стал более толерантным к неожиданностям.
- ребенок уверенно становится инициатором деятельности.
- ребенок вступает в сотрудничество, но не является конформистом.
- ребенок выражает гнев пристойным образом.
- ребенок перешел от негативно-печальных эмоций к радостно-удовлетворенным.
- ребенок в большей степени принимает себя.
Эффективность работы программы проверена на практике. Применение компьютерного комплекса «БОСЛАБ» в коррекционной работе с детьми и подростками делает занятия более интересными и динамичными для маленьких пациентов и более эффективными с точки зрения психолога.
С.Ю. Низовцева, А.Г. Шишева