Информационные технологии

Компьютерные методы в психокоррекционной работе с нарушениями поведения, гиперактивнотью, дефицитом внимания у детей и подростков

Компьютеры ворвались в нашу жизнь во всех ее проявлениях, и стали неотъемлемой ее частью. Естественно, что компьютерные методы, в том числе и психокоррекционные, все чаще используются психологами в работе.

В условиях медико-психологического центра использование компьютерных психокоррекционных методик осуществляется при помощи программно-аппаратного комплекса «БОСЛАБ», разработанного Институтом молекулярной биологии и биофизики г. Новосибирска.

Компьютерный комплекс «БОСЛАБ» имеет широкую сферу применения и используется нами в коррекции депрессивных нарушений, алкогольной, наркотической и других зависимостей у взрослых, а так же нарушений поведения, гиперактивности, дефицита внимания у детей и подростков.

Подробнее остановимся на работе с детьми и подростками. Эффект психотерапевтической работы с данным контингентом возрастает в связи с интересом детей и подростков к компьютерным играм.

Компьютерный игровой тренинг комплекса «БОСЛАБ» помогает активизировать способность детей регулировать различные сферы психической жизни, состоящие из конкретных контролирующих умений в этих сферах, связанных с развитием произвольного внимания.

Такими умениями являются:

В двигательной сфере:

  • умение произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении;
  • умение различать и сравнивать мышечные ощущения;
  • умение определять соответствующий характер ощущений (напряжение – расслабление, тяжесть – легкость …), характер движений, сопровождаемый этими ощущениями (сила – слабость, резкость – плавность, темп, ритм).

В эмоциональной сфере:

  • умение произвольно направлять свое внимание на испытываемые эмоциональные ощущения;
  • умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно – неприятно, беспокойно, страшно, удивительно и т.п.).
  • умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на «экспрессивные» движения, которые сопровождают любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие;

В сфере общения:

  • умение улавливать, понимать и различать чужие эмоциональные состояния;
  • умение сопереживать, т.е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать (прочувствовать) его эмоциональное состояние.
  • умение отвечать адекватными чувствами, т.е. в ответ на эмоциональное состояние другого проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения.

В поведении:

  • умение определять конкретные цели своих поступков;
  • умение искать и находить, выбирая из множества вариантов, средства достижения этих целей;
  • умение оценивать и проверять эффективность выбранных путей, ошибаясь и исправляя ошибки опытом чувств или прошлых аналогичных ситуаций;
  • умение предвидеть конечный результат своих действий и поступков;
  • умение брать на себя ответственность.

Метод компьютерной психокоррекции является уникальным способом коррекции нарушений поведения, гиперактивности, синдрома дефицита внимания. Уникальность метода определяется тем, что в рамках игры ребенок обучается нормализовать функционирование тех структур головного мозга, которые ответственны за возникновение расстройства.

Таким образом, коррекция нарушений поведения происходит за счет мобилизации собственных ресурсов ребенка. В процессе игры ребенок получает возможность визуализации невидимых физиологических компонентов психических процессов, которую предоставляет процесс игры, открывает ребенку большие возможности для самонаблюдения, улучшает осознание себя и побуждает к большей саморегуляции.

Каждое психокоррекционное занятие состоит из трех стадий:

На начальной стадии происходит установление контакта с ребенком и вовлечение его в психокоррекционный процесс. На этой стадии важно помочь ребенку обрести уверенность в том, что его принимают вместе с его проблемами, дать почувствовать себя в безопасности, ощутить, что его принимают, как ценную и неповторимую личность.

В этой ситуации включение игрового компьютерного тренинга позволяет не только заинтересовать ребенка происходящим, но и продемонстрировать ему, что он способен решать сложные задачи, с которыми он никогда не сталкивался ранее или сталкивался, но неудачно.

Игровой и соревновательный контекст компьютерного тренинга (а следует помнить, что ребенок соревнуется с собственной неуверенностью, тревожностью, агрессивностью и т.д.) способствует возникновению уверенности в себе, более полному и гармоничному принятию своего Я.

На второй, промежуточной стадии проводится пересмотр дезадаптивных поведенческих паттернов с последующим обучением ребенка новым формам поведения и выработкой новых установок. Фактически, весь процесс игры построен так, что для того, чтобы выполнять сюжетные цели и улучшать свои результаты, ребенок побуждается к поиску наиболее оптимальных свободных доступов к своим личностным ресурсам и, следовательно, ведет себя все более и более гармонично и гибко.

На третьей, заключительной стадии ставится задача закрепить наработанные изменения. На этой стадии навыки, приобретенные в виртуальной реальности, насколько это возможно, переносятся в реальную жизнь ребенка.

Показателями успешной психокоррекционной работы могут служить следующие перемены в поведении ребенка:

  • ребенок менее зависим.
  • ребенок меньше смущается.
  • ребенок более открыто выражает свои потребности.
  • ребенок способен сосредоточиться на самом себе.
  • ребенок берет на себя ответственность за собственные чувства и поступки.
  • ребенок должным образом ограничивает свое поведение.
  • ребенок в большей степени обладает внутренним контролем.
  • ребенок стал более гибким.
  • ребенок стал более толерантным к неожиданностям.
  • ребенок уверенно становится инициатором деятельности.
  • ребенок вступает в сотрудничество, но не является конформистом.
  • ребенок выражает гнев пристойным образом.
  • ребенок перешел от негативно-печальных эмоций к радостно-удовлетворенным.
  • ребенок в большей степени принимает себя.

Эффективность работы программы проверена на практике. Применение компьютерного комплекса «БОСЛАБ» в коррекционной работе с детьми и подростками делает занятия более интересными и динамичными для маленьких пациентов и более эффективными с точки зрения психолога.

С.Ю. Низовцева, А.Г. Шишева