Правоотношения

Конституционно-правовой статус фракций и депутатских групп в Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации

Деятельность Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения коллективного решения вопросов. Политические партии, ориентирующиеся на работу в представительных органах государственной власти, с демократической точки зрения стали неотъемлемым институтом конституционной жизни в современном мире. Многопартийность – существенная характеристика демократического правового строя. Более того, политические партии для того и создаются, чтобы посредством выборов своих сторонников в законодательные органы участвовать в управлении государством.

В многопартийных государствах парламент всегда является партийным по своему составу. В современных парламентах либо вообще нет независимых кандидатов в депутаты (например, в странах, избирательное законодательство которых предоставляет политическим партиям монопольное право на выдвижение кандидатов), либо их число ничтожно. Известное положение «без политических партий нет парламентаризма» верно как в отношении способа формирования парламента – путем выборов на многопартийной основе, так и его организации и деятельности, решающая роль в которых принадлежит парламентским организациям партий, которые стали обязательной структурной частью парламента.

Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, из числа депутатов создаются фракции и депутатские группы.

Депутатские объединения являются важнейшим структурным элементом парламента, что предоставляет им ряд прав и привилегий, реализация которых обеспечивает их активное участие в организации и деятельности палаты.

Работа депутатских объединений, безусловно, упорядочивает деятельность парламента, поскольку позволяет депутатам объединиться, сформировать и коллективно отстаивать свою политическую позицию, в связи с чем весьма актуальной представляется предпринятая попытка исследовать конституционно-правовой статус фракций и депутатских групп в Государственной Думе.

В Регламенте Государственной Думы регулированию правового статуса и деятельности фракций и депутатских групп посвящена отдельная глава.

Депутатское объединение определяется как выступающая в виде фракций или депутатской группы организационная форма по осуществлению совместной деятельности депутатов Государственной Думы, преследующих схожие политические цели и интересы, образуемое для выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, и подлежащую регистрации. Выделяется два вида депутатских объединений: фракции и депутатские группы. При этом фракция – это организованная группа депутатов Государственной Думы, избранных по федеральному избирательному округу и представляющих в Государственной Думе выдвинувшую их политическую партию (избирательный блок), а также депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе фракции, созданная в целях выражения интересов соответствующей политической партии или избирательного блока в Государственной Думе и зарегистрированная в установленном порядке. А депутатская группа – это организованная группа депутатов Государственной Думы, не вошедших ни в одно другое депутатское объединение, созданная в целях выражения групповых интересов и зарегистрированная в установленном порядке, минимальная численность которой установлена Регламентом Государственной Думы. Проблема парламентской деятельности политических партий, механизма образования и функционирования депутатских объединений является одной из важнейших и дискуссионных в современной науке.

Анализ формирования и деятельности депутатских групп свидетельствует о том, что установленный действующим Регламентом Государственной Думы нижний порог численности депутатов группы в 55 человек является оптимальным, Снижение этого порога будет способствовать появлению в Государственной Думе значительного числа малочисленных депутатских групп, что негативно скажется на ее законодательной деятельности. Существенное повышение указанного заградительного порога также создает дополнительные трудности при образовании и регистрации депутатских групп.

Закрепленное в Регламенте Государственной Думы преимущественное положение фракций и депутатских групп приводит к выводу о необходимости предоставления депутатам, не входящим ни в одно депутатское объединение, права создавать смешанную депутатскую группу, которая обладала бы частью полномочий, присущих депутатским объединениям. Порядок и условия образования, а также объем полномочий такой смешанной депутатской группы могли бы быть установлены в Регламенте Государственной Думы.

Ю.А. Иванова