Дипломная работа по психологии

Консультативно-психологическая деятельность как форма решения проблем семьи

Тема работы: Консультативно-психологическая деятельность как форма решения проблем семьи

Страницы: 92

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….3
I. Глава. СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ ОКАЗАНИЯ КОНСУЛЬТАТИВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ………………………..………..…11
1.1. Социальная сущность и структура семьи ………….…………..11
1.2 Социально-психологическая классификация и функции семьи……………………………………………………………….…..19
1.3. Этапы жизненного цикла семьи …..………………………….…28
1.4. Социально-психологические проблемы современной семьи ….36

II. Глава. АНАЛИЗ КОНСУЛЬТАТИВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОМОЩИ СЕМЬЕ………….……………………………………….…45
2.1. Социально-психологическая диагностика проблем семьи….…45
2.2. Принципы и методы консультативно-психологической работы с семьей …………………………………………………………….…….51
2.3. Исследование консультативно-психологической работы с семьей на примере Социально-психологического центра помощи детям и взрослым «Диалог»……………………………………….….59
2.4. Определение эффективности психологической консультации..66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…..74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………….…….79
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….…..84

Введение
Актуальность темы. Современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила положение семьи. У миллионов семей резко ухудшились условия реализации социальных функций и первичной социализации детей. Проблемы российской семьи выходят на поверхность, становятся заметными не только для специалистов.
Кризисный период в развитии любой страны и во все времена ставит отдельную личность в сложнейшие условия выбора верного пути из множества альтернативных и трудно решаемых жизненных проблем, требующих квалифицированного подхода. Поэтому сегодня как никогда становится особенно актуальным создание условий для оказания социально-психологической, консультативной помощи семье в решении ее проблем.
Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме, в своей семье.
Трудности рассмотрения социально-психологической специфи¬ки функционирования семьи обусловлены, с одной стороны, «пограничным» статусом социальной психологии, с другой — особенно¬стями самого объекта анализа. Семья одновременно является и социально-психологической общностью — малой группой, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и со¬циальным институтом — исторически конкретной системой взаи¬моотношений между супругами, родителями и детьми, социаль¬ная необходимость, которой обусловлена потребностью общества в физиологическом и духовном воспроизводстве населения.
Немаловажным обстоятельством является и междисциплинар¬ный характер многих исследований семьи. Психология семьи и брака как междисциплинарное направление психологии включает исследование в области социологии, экономики, этнографии, ис¬тории, юриспруденции, демографии и др.
Необходимость познания закономерностей образования и функционирования психологических механизмов взаимодействия семьи и социальной работы, предполагает более пристальное внимание социальных работников к проблемам семьи. Это падение рождаемости, рост смертности, уменьшение брачности и рост разводимости, увеличение частоты добрачных половых связей, увеличение частоты ранних сверхранних, а также внебрачных рождений. Это и патология новорожденных, беспрецедентный рост числа отказов от детей и даже их убийств, и нарастание эмоционального отчуждения между членами семьи. Ухудшение социально-демографической ситуации переводит проб¬лему семьи из общественной в экономическую и психологическую плоскость. Нет недостатка в перечислении семейных проблем и в интерпретациях их причин и следствий.
Проблемы семьи изучаются особой областью социологии. Проблематика исследований обширна и разнообразна. Процессы распада и формирования семьи, характер выполнения ее основных функций, особенности взаимоотношений супругов и причины семейных конфликтов в семье, социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни, — вот далеко не полный перечень лишь основных вопросов, к которым обращаются социологи.
Сложность проблем семьи требует комплексности их исследования, так как их изучение имеет не только самостоятельный теоретический и практический интерес, но и играет большую роль в решении многих государственных задач, способствует гармоничному развитию человека.
Психологическая помощь семье — важнейшая область деятельности социального работника. Профилактика правонарушений, работа с проблемами социальной дез¬адаптации, выявление психологических ресурсов личности и многое другие области социальной работы напрямую связаны с семейной ситуацией. Социальные работ¬ники-психологи должны знать современные теоретические взгляды на семью, роли семейных факторов в возникновении социальной дезадаптации, а так же принципы и методы решения проблем семьи.
Семейная психотерапия является относительно новой учебной дисциплиной в структуре психологического об¬разования. При работе с семьей психологи традиционно использовали общие принципы консультирования и пси¬хотерапии. Однако этих знаний при работе с семьей не всегда бывает достаточно. Семья развивается и функцио¬нирует по своим законам, которые социальному работнику-психологу необходимо знать и учитывать. В настоящее время вместе с расшире¬нием и интенсификацией развития служб семьи в нашей стране продолжается процесс совершенствования психологической помощи семье. Все больше привлекаются знания из системной семей¬ной психотерапии, давно и успешно зарекомендовавшей себя как эффективный метод работы с семьями в западных странах.
Семья — это естественная социальная система с определенными свойствами: набором правил, ролей, структурой власти, формами общения и путями разреше¬ния проблем. Под семейной консультацией принято понимать комплекс психологических методов и приемов, направленных на психологическую коррекцию индивидуума в се¬мье и при помощи семьи, а также на оптимизацию семейных взаимоотношений.[11,с.195] Представители системной семейной терапии рассматривают семью как целост¬ную систему. Система — слово греческое, буквально означает: «целое, составлен¬ное из частей». Термином «системный подход» обозначается группа методов, с помощью которых реальный объект описывается как совокупность взаимодей¬ствующих компонентов.
Актуальность и значимость консультативно-психологической деятельности в решении проблем семьи определяется тем, что сегодня на фоне общего снижения “жизненного потенциала” российской семьи отмечается устойчивая тенденция падения уровня её психологического здоровья и, соответственно, её воспитательных возможностей.
Наряду со всем вышесказанным, интерес данной темы состоит еще и в том, что семья является базисной сферой социализации, которую мы рассматриваем как социальный институт. Возникающие в практике социальной работы в России совершен¬но новые задачи неизбежно требуют совершенствования форм и методов их реализации на научной основе.
Степень разработанности проблемы. Среди наук, составляющих базовую основу социальной ра¬боты, важное место занимают социология семьи, социальная психология и семейная психотерапия, которые раскрывают широкие возможности социально-психологической практики по различным проблемам современной семьи.
В то же время в имеющейся сегодня литературе деятельность психотерапевтов, психологов, социологов, консультантов, социальных работников, социальных педагогов среди семей, нуждающихся в социальной поддержке, рассматривается в общем виде. В ней нередко усилия различных специалистов, решающих сугубо индивидуальные проблемы отдельных членов семьи, предоставлены тождественными работе с семьёй. Во многом такое упрощение обусловлено, неразвитостью методик и технологий оказания помощи конкретной семье. Всё вышесказанное закономерно порождает расширенное толкование самого понятия “социальная работа с семьёй”, в котором на практике не учитываются специфические социально-психологические процессы семьи и её воспитательные возможности как активной социальной системы.
Социология семьи – одна из наиболее развитых областей социологического знания. Только в нашей стране библиография работ по социологии семьи насчитывает более 3 тысяч названий. Ведущие исследователи этой отрасли социологии – Э.К. Васильев, А.Г. Вишневский, С.И. Голод, И.С. Кон, М.С. Мацковский, Б.С. Павлов, Ю.Б. Рюриков и многие другие. Зарубежная социология имеет давние традиции изучения семьи. Наиболее известными специалистами в данной области являются американские исследователи И. Най, И. Рейс, В. Берр, Р. Хилл, французские исследователи М. Бекомбо, А. Жирар, Л. Руссель, Ф. Мишель.
Объектом исследования мы определили проблемы семьи.
Предметом исследования является консультативно-психологическая деятельность по решению семейных проблем.
Основной целью данной дипломной работы является определение практических принципов и методов консультативно-психологической деятельности в решении различных проблем семьи.
Исходя из цели исследования можно выделить ряд задач:
o Исследовать семью как объект консультативно-психологической деятельности;
o Обозначить и охарактеризовать основные этапы жизненного цикла семьи;
o Определить ключевые социально-психологические проблемы современной семьи;
o Исследовать и обобщить основные принципы и методы консультативно-психологической работы с семьей;
o Проанализировать практический региональный опыт на примере Социально-психологического центра помощи детям и взрослым «Диалог».
Гипотеза: консультативно-психологическая помощь является эффективной формой решения проблем семьи.
Теоретической основой исследования послужили фундаментальные концепции, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых, методологические разработки ведущих отечественных ученых, и законодательные акты. В своей работе мы опирались на научные труды ведущих специалистов в области теории и практики семейной психотерапии, социальной психологии, консультативной деятельности. В разное время проблемам семьи и их решению, посвящались фундаментальные исследования отечественных и зарубежных ученых: Ю.Е. Алешина, Т.В. Андреева, К. Витакер, У. Кемплер, Р. Кочюнас, Р.С. Немов, К. Маданес, Дж. Браун, Д.Кристенсен, С.Минухин, В. Сатир, Э.Г. Эйдемиллер и др. Однако, несмотря на наличие целого ряда публикаций, проблематика консультативно-психологической деятельности в решения семейных проблем разработана не в полном объеме. Это и обусловило выбор данной темы дипломного исследования.
Методологические основы исследования. Методологические основы работы представляют собой комплекс научных принципов, подходов и методов. Среди методологических принципов мы выделили принцип системности. В качестве основных научных подходов мы опирались на подходы, реализуемые в теории и практике системной семейной психотерапии Э. Г. Эйдемиллера. В своей работе автор опирался на социологический и психологический, психодина¬мический подходы. Также в работе нашла отражение технология творческого решения проблем (эвристический подход).
Используемые методы: В работе используются как общенаучные, так и собственно методы, применяемые в теории и практике системной семейной психотерапии. Наиболее активно автор применяет методы теоретического анализа; сравнительных характеристик; включенного наблюдения; анализа документов и другие.
Новизна работы. Автор делает попытку обозначить круг ключевых вопросов, связанных с решением семейных проблем посредством консультативно-психологической деятельности. Выявлены основные проблемы, с которыми сталкивается современная российская семья. Осмыслению подвергнута практика консультативно-психологической помощи семье на региональном уровне: с учетом социально-экономического и психологического аспекта. О новизне исследования также свидетельствуют тот факт, что в настоящее время вместе с расшире¬нием и интенсификацией развития служб семьи в нашей стране продолжается процесс совершенствования психологической помощи семье.
Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость данной дипломной работы измеряется актуальностью поднимаемых автором вопросов в сфере оказания необходимой социально-психологической, консультативной помощи, как отдельным членам семьи, так и семье в целом. Полученные результаты и выводы могут послужить основанием для определения нового направления социальной работы: консультативной помощи в предотвращении патологических функциональных особенностей, которыми обладает довольная масса современных российских семей. Практическое значение проведенного автором исследования измеряется степенью использования основных положений работы в соответствующих видах профессиональной деятельности.
Результаты исследования могут быть положены в основание разработки практических рекомендаций по вопросам внедрения, формирования и развития консультативно-психологической деятельности в решении семейных проблем.

Структура дипломной работы.
Дипломная работа состоит из введения, 2-х глав и 8 параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Выполнена на 92 страницах. Представлено 8 приложений.
В первой главе «СУЩНОСТЬ СЕМЬИ И ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ» освещается сущность, структура, социально-психологическая классификация и функции семьи, а также рассмотрены социально-психологические проблемы семьи.
Во второй главе «АНАЛИЗ КОНСУЛЬТАТИВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОМОЩИ СЕМЬЕ» представлены методы диагностики проблем семьи, принципы и методы консультативно-психологической работы с семьёй, также региональный опыт консультативно-психологической работы с семьёй,