Психология

Коррекция учебной тревожности у детей младшего школьного возраста

Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющейся в ожидании неблагополучного развития событий.

Тревожность влияет на поведение и развитие личности. Изучение тревожности позволит найти способы ее преодоления для высоко тревожных людей на разных этапах онтогенеза, в связи с резким изменением в жизни общества, которые вызывает переживание эмоционального напряжения, различные страхи и тревожность.

В младшем школьном возрасте ситуации в семье, отношения с близкими взрослыми, а в большей степени взаимоотношения с учителями и со сверстниками в школе провоцируют переживание ребенком постоянных психологических микротравм, что вызывает состояние напряженности и беспокойства. Ребенок постоянно чувствует незащищенность, отсутствие опоры в близком окружении, беспомощность, они запоминают преимущественно негативные события. Все это ведет к накоплению отрицательного эмоционального опыта, который постепенно находит свое выражение в относительно устойчивом переживании тревожности.

Новизна исследования заключается в разработке системы воспитательных воздействий и методических приемов психокоррекционной работы для младших школьников с высоким уровнем учебной тревожности. В связи с тем, что большинство детей с высоким уровнем тревожности неуспешны в учебной деятельности, т.е. состояние тревожности, связано с процессом обучения и различными формами включения ребенка в школьную жизнь, ухудшает, снижает качественные показатели успешности.

Цель исследования – определение приемов и способов коррекции учебной тревожности.

Объект исследования – учебная тревожность младших школьников.

Предмет исследования – психокоррекционное воздействие на уровень учебной тревожности младших школьников.

База исследования: МОУ «Ширяевская средняя общеобразовательная школа».

В исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста (9–10 лет), в количестве 55 человек. Из них 27 мальчиков и 28 девочек.

Для изучения уровня и характера тревожности нами были использованы методики: «Шкала тревожности ребенка» разработанная А.М. Прихожан и тест «Школьной тревожности» Филлипса. Методики позволяют так же изучить ситуации и области деятельности связанные со школой вызывающие наибольшую тревогу.

В результате проведенного исследования было выявлено, что в данной выборке детей у 18,2 % – высокий уровень учебной тревожности, у 74,5 % – средний, у 7,3 % – низкий уровень учебной тревожности.

По результатам исследования факторов тревожности в школе была составлена диаграмма (рис. 1).

Уровневое распределение по факторам тревожности

Рис. 1. Уровневое распределение по факторам тревожности. 1 – переживание социального стресса, 2 – фрустрация потребности в достижении успеха; 3 – страх самовы

Из рисунка видно, что наиболее тревожащими факторами в школе для детей младшего школьного возраста являются: ситуации самовыражения, т.е. предъявления себя другим, демонстрацией своих возможностей – 43,6 %, страх проверки знаний, достижений, возможностей (особенно – публичной) – 38,2 %, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, т.е. ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, тревога по поводу оценок – 36,4 %, а также переживание социального стресса – 30,9 %.

Наименее тревожащими являются: проблемы и страхи в отношениях с учителем – 16,4 %, фрустрация потребности в достижении успеха – 14,5 % и низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – 7,3 %.

Коррекционные занятия проводились с группой учащихся с высоким уровнем учебной тревожности. Было проведено 10 коррекционных занятий.

В результате коррекционной работы уровень тревожности у 90 % детей снизился. Наиболее эффективными явились следующие методы психокоррекционного воздействия:

  • Проективные методы – рисунок «Мои школьные трудности»; «Сочинение сказок».
  • Игровые методы – «Школа для животных»; «За что меня любит учитель», «Школа для людей», «Разыгрывание ситуаций» (школьных трудностей), «Свеча доверия» и упражнение «Помоги ребятам».

После коррекционной работы проводилось повторное тестирование уровня и характера тревожности у коррекционной группы, для оценки эффективности разработанной программы.

В результате проведения статистической обработки по критерию знаков G и критерию Т Вилкоксона выявлено, что величина изменения учебной тревожности значима на 5 % уровне и преобладание «типичного» сдвига, т.е. снижение тревожности является достоверным, т.к. в большинстве случаев Gэм ≤ Gкр (0,01)

Таким образом, разработанная коррекционная программа по снижению учебной тревожности является эффективной.