Дипломная работа по психологии

Креативность у детей школьного возраста

Тема работы: Креативность у детей школьного возраста

Страницы: 64

Актуальность исследования проблемы креативности детей младшего школьного возраста обусловлена необходимостью развития творческих качеств личности, созданием условий для формирования основных компонентов творческого мышления. В младшем школьном возрасте определяющими являются факторы организации учебно-познавательной деятельности, особенности окружающей среды, а именно: характер общения учителя с детьми, стиль семейного воспитания, статусная структура группы, и ряд других. Успешное решение задач становления личности взрослого человека, благоприятное профессиональное самоопределение, готовность и умение приспосабливаться к изменяющейся действительности, социально значимые достижения заложены в успешном решении задач развития личности ребенка и невозможны без высокоразвитой способности к творчеству. Успех личности в будущем зависит от уровня креативности.
Актуальность настоящей работы заключается в изучении особенностей креативности детей младшего школьного возраста. Поскольку этот период является важным этапом в развитии ребенка: перестройка системы отношений с действительностью; смена ведущего вида деятельности; интенсивное интеллектуальное развитие; художественный подъем изобразительной деятельности; смена наглядно-иллюстративного познания собственно образным мышлением и др. Личностная и социальная значимость умения мыслить и действовать творчески, неоспорима, но начинать работу над выявлением и пестованием креативности надо на ранних этапах онтогенеза, т.к. в этот период имеются большие возможности влияния на личностное развитие ребенка, что создаст необходимые предпосылки развития творческой личности. К сожалению, сложившиеся и традиционно существующие у нас системы дошкольного воспитания и школьного обучения фактически не содержат в себе (или содержат в недостаточной степени) специальные меры, направленные на последовательное и систематическое выявление и развитие у детей креативности, продуктивного воображения, и как результат, оценка взрослыми не самого акта творчества, а итогового продукта. Причиной этого часто является незнание воспитателями и педагогами основ психологии креативности, особенностей ее формирования, развития, проявления. Наиболее актуальной эта проблема становится для младшего школьного возраста, так как этот период характеризуется сензитивностью, приобретением первого организованного опыта получения знаний, формированием представления себя и внешней оценки. Для того, чтобы учитывать механизмы формирования творческого мышления в детском возрасте и создавать условия для развития креативности необходимо, прежде всего, знать: условия формирования креативности; формы проявления креативности; взаимосвязи основных новообразований младшего школьного возраста с креативностью вообще и с вербальной и образной креативностью в частности; взаимосвязь креативности с когнитивными и личностными характеристиками; взаимосвязь уровня сформированности креативности с результатами деятельности, с успешностью в обучении. Исследования современных психологов в области изучения креативности в детском возрасте подтверждают, что современные взгляды на воспитание и развитие способностей ребенка не обеспечивают развитие творческого потенциала в полной мере, хотя положение о том, что реализация человеком собственной индивидуальности является проявлением творческости, признается не одним автором.
Цель дипломной работы: развитие креативности младших школьников.
Объект исследования: процесс развития креативности у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности развития креативности в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: состоит предположение о том, что одним из эффективных условий развития некоторых показателей креативности у детей младшего школьного возраста можно развить с помощью специальной разработанной комплексной программы занятий с применением активных тренинговых форм обучения и методики Е.П.Торренса.
Исходя, из цели и гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ современных подходов к теоретическому изучению и практическому исследованию креативности.
2. Составить пакет психодиагностических методик и определить особенности креативности в младшем школьном возрасте.
3. Разработать программу развития креативности в младшем школьном возрасте и проверить её эффективность.
Для решения поставленных задач были использованы методы: наблюдение, тестирование, анализ продуктов деятельности, игры и тренинги. обобщение результатов исследования, методы математической статистики.
Научная новизна исследования заключается в том, что: разработана и реализована система творческих заданий, особенностью которой является организация творческой деятельности, ориентированной на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, находящих отражение в компонентном составе системы; выявлен, теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий эффективного функционирования системы творческих заданий в учебном процессе.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что с позиций системного и личностнодеятельностного подхода рассмотрена проблема развития креативных способностей младших школьников в учебном процессе современной начальной общеобразовательной школы, конкретизировано понятие «творческая деятельность младших школьников».
Практическая значимость исследования заключается в разработке программ по развитию креативных способностей младших школьников, методического обеспечения его реализации. Материалы настоящего исследования могут быть использованы педагогами в массовой практике работы с младшими школьниками.
В дипломной работе представлены три главы, в которых последовательно рассматриваются теоретические и практические подходы понятия креативности (творческого мышления).
Во введении обоснован выбор темы исследования, ее актуальность; определяется цель, объект, предмет исследования; сформулированы гипотеза и задачи, описаны этапы и методы исследования. Представлены обоснования новизны, теоретической и практической значимости работы. Приведены данные об апробации результатов исследования.
В первой главе рассматривается теоретический анализ проблемы исследования, в отечественной и в зарубежной психологии. Описываются теории и исследования ученых внесших большой вклад в разработку проблем способностей, одаренности, творческого мышления, такие как Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин, Д.Б.Богоявленская, и др. Зарубежные ученые Джексон, М. Вертгеймер, Д. Гилфорд, В. Келлер, К. Коффка, К.Тейлор Н. Майер, П. Торренс и многие другие. Также рассматриваются психологические и психофизиологические особенности младших школьников. Приводится анализ видов детского творчества: художественного, музыкального, словесного, игрового. Делается вывод о том, что творчество в дошкольном и раннем школьном детстве — это механизм адаптации ребенка к миру. Особое внимание уделяется совместному творчеству ребенка и взрослого, в котором соединение возможностей каждого возраста позволяет достичь максимального результата.
Во второй главе рассматривается организация, этапы, выборка исследования, методологический инструментарий. Для проведения исследования были выбраны два вторых класса общеобразовательной школы № 16 города Улан-Удэ, дети младшего школьного возраста 8-9 лет, в количестве 50 человек. Исследование проводилось в три этапа, и проходило в естественных условиях учебного процесса начальной школы. На каждом этапе, в зависимости от решаемых задач и условий проведения работы, применялись соответствующие методы исследования. На первом этапе — диагностическом изучалось состояние проблемы в теории и практике начальной школы. На втором этапе — экспериментальном была разработана система творческих заданий, определены условия для эффективного про ведения занятия. На третьем этапе — обобщающем осуществлялась проверка и обработка результатов исследования. В третьей главе дан анализ результатов экспериментально — психологического исследования. Составлена программа для определения и развития творческих способностей.