Психология

Личностная гармоничность как фундамент профессиональной успешности психолога

Дискуссии психологической общественности, посвященные проблеме «Каким должен быть современный психолог?», регулярно ведутся на страницах классических психологических журналов. Профессиональная идентификация психолога – одно из условий успешности и эффективности его деятельности. Для профессионального самосознания важно, чтобы человек, называющий себя психологом, мог точно определить, к какой из существующих специальностей психологической профессии он принадлежит. Общеизвестно, что существуют три специальности, каждая из которых решает свои задачи:

  1. психолог-ученый – добывание новых знаний о закономерностях и особенностях развития психики, личности, поведения;
  2. психолог-преподаватель – обучение психологическим знаниям других людей, трансляция, обобщение, систематизация знаний;
  3. психолог-практик – осуществление диагностической и коррекционной, экспертной и консультативной, учебно-воспитательной и культурно-просветительской деятельности.

У большинства психологов, работающих в сфере образования, должность называется педагог-психолог. Нюансы восприятия данной семантической единицы разнообразны: то ли это педагог, работающий с учетом психологических особенностей и техник; то ли это психолог, работающий в образовательном учреждении; зачастую, это учитель-предметник в первую половину дня и психолог во вторую половину дня. Как остроумно заметила одна из слушателей курсов повышения квалификации: «Мы на работе раздваиваемся, а приходим домой расстраиваемся, так как удовлетворения от профессиональной деятельности не получаем».

Накопленный более чем 10-летний опыт работы педагогов-психологов в нашей стране, позволяет современным исследователям определить несколько моделей деятельности психологической службы. В.Э. Пахальян описывает следующие модели, соответствующие профессиональным задачам деятельности психолога:

  • Служба сопровождения – понимается как помощь ребенку, его семье и педагогам, в основе её лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор решения актуальной для него задачи. Сопровождение – мультидисциплинарный метод, обеспечиваемый единством усилий педагогов, психологов, социальных и медицинских работников. Н.Р. Битянова под сопровождением понимает профессиональную деятельность психолога, направленную на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых с ориентацией на зону ближайшего развития.
  • Служба поддержки образования – система психологического обеспечения развивающего образования, которая содержит основные составляющие: разработка научно-обоснованных концепций и программ обучения, междисциплинарное проектирование новых детоцентрических моделей содержания образования, создание принципиально новых моделей подготовки самих психологов, создание эффективных форм психологической подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителя.
  • Служба обеспечения учебно-воспитательного процесса – в данном случае целью деятельности будет научное психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в школе, т.е. организация, построение и проведение этого процесса на основе современных психолого-педагогических теорий воспитания и развития учащихся.
  • Служба содействия цели данной службы – содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития; содействие в приобретении обучающимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развитие карьеры, достижения успеха в жизни; оказание помощи обучающимся в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов; содействие педагогическим работникам, родителям в воспитании обучающихся.
  • Служба психологического здоровья – призвана укреплять и поддерживать психологическое здоровье личности ребенка в образовательном пространстве.

Таким образом, психологическая служба имеет четыре основных аспекта своей деятельности: научный, прикладной, практический и организационный. В работе каждого образовательного учреждения «вес» отдельного аспекта будет зависеть от того, в каком именно учреждении работает психолог: средняя общеобразовательная школа, дошкольное образовательное учреждение, школа-интернат, детский дом и т.д.

Профессионально-личностные качества психолога изучены недостаточно. До сих пор не существует солидного научного исследования, которое отразило бы в полной мере совокупность профессионально необходимых и личностно-значимых качеств психолога. Для этого есть определенные причины: во-первых, молодость профессии; во-вторых, многоаспектность предмета деятельности.

В настоящее время наблюдается интересный феномен: многие учатся «на психолога», но немногие им работают. Почему? Мотивация обучения разная: одни хотят в процессе обучения решить свои личностные проблемы, другие искренне желают помогать людям профессионально, хотят научиться разбираться в людях, их характерах и т.п. Базовые характеристики будущего специалиста развиваются в условиях его вузовской подготовки. В связи с этим хочется обратить особое внимание на личность студентов, обучающихся психологической профессии.

В.Н. Карандашев пишет, что к профессиональным характеристикам относится, прежде всего, профессиональная компетентность, подразумевающая диапазон профессиональных возможностей человека, который определяется его знаниями, умениями и навыками в области психологических дисциплин, а также кругозором, образованностью, начитанностью психолога. Для определенного этапа профессиональной деятельности характерно отсутствие интереса у психологов к художественной литературе, они теряют свежесть восприятия произведений искусства. Ограничиваются чтением необходимой специальной литературы, тем самым обедняя себя.

Профессиональное и личностное в деятельности психолога тесно связаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности другим. Следовательно, личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога.

Как считает К. Рамуль, для ученого, в том числе и психолога, необходимы энтузиазм по отношению к работе и её задачам, прилежание как способность к продолжительному и усидчивому труду, дисциплинированность, способность к критике и самокритике.

Важными нравственными качествами считаются доброжелательность, уважительное отношение к людям, отзывчивость, чуткость, альтруистичность, гуманность, интеллигентность. Большое значение имеют и коммуникативные качества, которые часто называют «талантом общения»: привлекательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понять другого человека. Отношение к жизни и деятельности проявляется в таких значимых для психолога характеристиках как ответственность, организованность, оптимизм, наблюдательность, любознательность, самостоятельность суждений, гибкость поведения, способность к рефлексии своих переживаний. При этом важно, чтобы психолог был непринужденным в эмоциональных проявлениях, естественным, искренним в общении, стрессотолерантным, эмоционально-стабильным, способным к сопереживанию. Необходимые волевые качества – настойчивость, терпеливость, самообладание. И уверенность в себе, как основа саморазвития и возможности влиять на других людей.

Весь этот букет разнообразных достоинств личности психолога может очень быстро завянуть, если в нем поселяются инородные новообразования с сорняковым эффектом.

Достоинства психолога превращаются в недостатки, если:

  • «талант общения» не знает допустимых границ и нарушается этический принцип профессиональной конфиденциальности, когда общительный психолог становится болтуном, не умеет хранить тайну клиента;
  • психолог умеет сопереживать, но не умеет сохранять дистанцию с клиентом, смешивая деловые и личные отношения, становится «подружкой для всех». При несоблюдении этого психогигиенического правила у психолога возникает синдром эмоционального выгорания и коммуникативной перегрузки, он не умеет отказывать никому;
  • уверенность в себе при определенных обстоятельствах легко трансформируется в самоуверенность и веру в непогрешимость своих психологических выводов. Категоричность суждений психолога отпугивает клиентов, как и почти непроизвольная «экспресс-диагностика», когда психолог буквально сходу ставит диагнозы, навешивает ярлыки;
  • смелость суждений и решительность порой граничат с бестактностью, которая также проявляется в приписывании своей профессии сверх значимости и исключительности;
  • нередко в аудитории психологов наблюдаются демонстративные черты поведения, самолюбование, которые неизбежно снижают требования к самому себе, а значит, допускаются недисциплинированность, необязательность (пришел не вовремя, заставил себя ждать, пообещал и не сделал);
  • настораживает тенденция, наблюдающаяся особенно у молодых психологов – более-менее чему-нибудь поучиться, познакомиться с парой – тройкой психотехник, модных диагностик, азами консультативной работы и скорее «начать свое дело», открыть кабинет, вести прием или групповые тренинговые занятия. При этом цель тренингов, методологические и методические основы нарушаются, не соблюдаются. В результате психолог становится похож на рвача, который отлавливает финансовые потоки граждан и направляет их к себе, либо он напоминает малограмотного манипулятора, тешащего свое самолюбие умением будоражить человеческую душу и не задумывающегося, а что дальше будет с этой душой. И чего больше в этих тренингах: вреда или пользы?

Таким образом, личностные проблемы психолога оказывают прямое влияние на его профессиональную деятельность.

Нами было проведено небольшое исследование педагогов-психологов и практикующих психологов из городов Иркутской области и Республики Бурятия. В диагностических процедурах приняло участие 150 человек в возрасте от 21 до 42 лет. Выборка преимущественно женская, что характерно для данной профессиональной аудитории, мужчин – лишь 7 %.

Мы протестировали испытуемых по тест-опроснику «Индекс жизненного стиля» (ИЖС) Плутчика-Келлермана-Конте и получили следующие результаты. Общеизвестно, что методика ИЖС используется для определения ведущих психологических защитных механизмов по 8-ми основным шкалам: отрицание, вытеснение, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация и реактивное образование. Под психологической защитой чаще всего понимают совокупность психологических механизмов, снижающих внутреннее напряжение, вызванное различными причинами. Это «аварийный, предохранительный клапан, через который выходит пар, переполняющий сосуд, готовый его взорвать». Большинство психологов соглашаются с постулатом З. Фрейда, что психологическая защита выполняет двоякую функцию: с одной стороны, она спасает психику субъекта от возможного распада, сохраняя целостность организма; с другой стороны, защита – всегда самообман, искаженное восприятие действительности, ограничение развития личности. Чем интенсивнее действуют механизмы психологической защиты, тем менее гармоничной становится личность, тем больше она переживает внутренних и внешних конфликтов, тем менее она адекватна.

Как показало данное исследование, у наших испытуемых психологическая защита слишком интенсивна: обнаружилась выраженность активности механизмов более 65 % по всем шкалам.

Рис. 1. Степень выраженности механизмов психологических защит в группе испытуемых психологов (%): 1 – отрицание, 2 – проекция, 3 – регрессия, 4 – замещение, 5 – вытеснение, 6 – рационализация, 7 – компенсация, 8 – реактивное образование.

Из диаграммы мы видим, что 78 % испытуемых имеют сверх интенсивную защиту – реактивное образование – это значит, что личность предотвращает выражение неприятных и неприемлемых для неё мыслей, чувств, поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений. Иными словами, происходит как бы трансформация внутренних импульсов в субъективно понимаемую противоположность. Например, жалость или заботливость могут рассматриваться как реактивные образования по отношению к бессознательной черствости, жестокости или эмоциональному безразличию.

72 % испытуемых активно используют в качестве психологической защиты регрессивные механизмы. В классических представлениях регрессия рассматривается как механизм защиты, предполагающий снятие тревоги через переход на другие, более ранние стадии развития, т.е. другое, детское, инфантильное поведение. В трудных ситуациях это слезы, сон в больших количествах, варианты ухода от реальности с помощью игр, виртуальности и т.д.

70 % психологов используют отрицание, под которым понимают активное невнимание к некоторым внешним, фрустрирующим обстоятельствам, либо отрицается внутренний импульс. Как правило, действие этого механизма проявляется в тех аспектах внешней реальности, которые очевидны для окружающих, но не принимаются, не признаются самой личностью. Т.е. информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается. Имеется в виду конфликт, возникающий при борьбе мотивов, противоречащих основным установкам личности, или информация угрожает её самосохранению, самоуважению или социальному престижу. Это отчетливое искажение восприятия действительности.

У 54 % психологов высокая интенсивность компенсации. Данный защитный механизм проявляется в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта, нестерпимого чувства другими качествами. Чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе достоинств, свойств, ценностей, поведенческих характеристик других людей. При этом заимствованные чувства, мысли или установки принимаются без анализа и переструктурирования, и поэтому не становятся частью самой личности.

Ряд авторов считают, что компенсация – одна из форм защиты себя от комплекса неполноценности. Физически слабый или робкий человек, не способный ответить на угрозу расправы, находит удовлетворение в унижении обидчика с помощью изощренного ума или хитрости. Люди с интенсивной компенсацией часто оказываются мечтателями, ищущими идеалы в различных сферах жизни и деятельности.

38 % испытуемых активно используют проекцию. В основе проекции лежит процесс, посредством которого неосознаваемые для личности мысли и чувства локализуются вовне, приписываются другим людям. Например, агрессивность нередко приписывается другим людям, чтобы оправдать свою собственную недоброжелательность, которая проявляется как бы в защитных целях.

Человек постоянно приписывает другим собственные аморальные стремления. Реже встречаются другая проекция, когда человек значимым лицам приписывает позитивные, социально одобряемые чувства, мысли или действия, которые способны возвысить. Например, учитель, не проявивший способностей в профессиональной деятельности, склонен наделять любимого ученика талантом именно в этой области, неосознанно возвышая тем самым и себя («Победителю ученику от побежденного учителя»).

Интенсивная проекция опасна для психолога, за ней он не видит живого человека, он общается со своими проекциями, процесс взаимодействия превращается в «псевдообщение» и не приносит значимого позитивного результата.

40 % испытуемых имеют высокие показатели присутствия такого защитного механизма как замещение. Иногда его называют смещением. Оно проявляется в разрядке подавленных эмоций (чаще враждебности, гнева), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные для субъекта защиты, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства. Открытое проявление ненависти к человеку, которое может вызвать конфликт с ним, переносится на другого человека, более доступного и неопасного. Замещение разрешает эмоциональное напряжение, но не приводит к облегчению или достижению поставленной цели.

Для 22 % испытуемых наиболее значимым защитным механизмом оказалось вытеснение. Это активное забывание неприятного, неприемлемого в опыте человека: мыслей, чувств, желаний. Они вытесняются в бессознательное. Чаще всего мы вытесняем то, что делает нас непривлекательным в чужих или своих глазах (завистливость, недоброжелательность, неблагодарность и т.д.).

Всего лишь 14 % психологов интенсивно используют механизм защиты под названием интеллектуализация. Его часто называют рационализацией. Это зрелый механизм защиты, благодаря которому личность создает логические, псевдоразумные объяснения своим поступкам, действиям, переживаниям. Ценность опыта при этом явно снижается.

Таким образом, испытуемые обнаружили довольно незрелые и высоко интенсивные защитные психологические механизмы. Благожелательные реакции – интеллектуализация и компенсация (сублимация, субституция и др.) встречаются редко. К сожалению, среди испытуемых не нашлось ни одного человека, психологическая защита которого была бы оптимальной. То есть у всех работают высоко интенсивные механизмы и свидетельствуют о наличии личностных проблем, конфликтов, противоречий, которые психологи еще не научились решать.

Процесс обучения в вузе предполагает личностный рост и развитие студентов. На психологических факультетах с необходимостью встает вопрос о целенаправленных методах гармонизации личности будущего психолога. Спецкурсы, спецсеминары и интерактивные методы обучения психологии помогут преподавателям решить данную задачу и могут являться предметом специального исследования методистов высшей школы.