Психология

Личностно-потребностная сфера выпускников вуза

Личностно — потребностная сфера — это сплав из потребностей, ценностей и интересов, который образует внутренний культурный стержень индивида, и является важнейшим мотиватором его поведения.

Изучение личностно — потребностной сферы остается весьма актуальной проблемой, так как, изучая структуру на уровне как отдельного индивида, так и целой группы, можно получить достаточно точное представление о степени их социально — культурной развитости и об уровне усвоения или богатства человеческой истории.

Личностно — потребностная сфера формируется в процессе социализации индивида и является достаточно сформированной уже к 18-20 годам. В последующие годы данная сфера остается достаточно стабильной, хотя структура ценностей, то есть их иерархическое соотношение друг с другом могут меняться: одни ценности получают более высокий статус или ранг, другие становятся менее значимыми.

В своем исследовании мы ставили перед собой цель — изучить личностно — потребностную сферу молодых людей, заканчивающих свое обучение в вузе и соответственно стоящих на пути выбора дальнейшей деятельности и дальнейших приоритетов. Таким образом, объектом нашего исследования стала личностно — потребностная сфера, а предметом исследования — структура и особенности данной сферы у юношей и девушек, заканчивающих обучение в вузе.

Свое исследование мы проводили на базе Сибирского института права, экономики и управления, и психологическим обследованием охватили 20 студентов (10 девушек и 10 юношей), заканчивающих свое обучение на очном отделении факультета психологии. Средний возраст всех обследуемых составил в среднем 20,5 лет. Изучив теоретическую базу данной проблемы, мы сформулировали гипотезу, которая вместила в себя два допущения:

  • в структуре личностно — потребностной сферы юношей доминируют «вещные» или материальные ценности;
  • в структуре личностно — потребностной сферы девушек доминируют «духовно — нравственные» ценности, хотя ценность материальных потребностей тоже, как и у юношей весьма высока.

Для исследования была применена методика О.Ф. Потемкиной «Особенности социально — психологических установок в мотивационно — потребностной сфере».

Результаты по методике О.Ф. Потемкиной «Особенности социально — психологических установок в мотивационно — потребностной сфере» представлены в виде двух таблиц: для девушек (таблица №1) и для юношей (таблица №2).

Особенности социально - психологических установок у девушек - выпускниц вуза

Анализ представленных данных в таблице №1 позволяет говорить о том, что у девушек выражены такие социально — психологические установки, как: «ориентация на результат» (80%). Следовательно, девушки данной группы ориентированы на результат деятельности, связанный с профессиональными планами. Высоким показателем выступает установка «ориентация на труд» (90%), это связано с тем, что девушки хотят поскорее включиться в трудовую деятельность, и характерным для них является цель, направленная на осуществление карьерных предпочтений. При этом они собираются добиваться результата именно через труд, а не через деньги. Однако ориентация на деньги (50%) случаев все же выражена у девушек данной группы, что является немаловажным показателем. Также особенностью данной выборки девушек является отсутствие ярко выраженной ориентации на альтруизм и эгоизм (20%). Ориентация на свободу (20%) и власть(30%), также не выражены у девушек данной выборки, а характерны только для отдельных испытуемых.

Особенности социально - психологических установок у юношей - выпускников вуза

Данные таблицы №2 свидетельствуют о том, что все юноши (100%) ориентированы на деньги, т.е, материальное преобладает над моральным. Такие показатели могут быть связаны с ролью молодого человека в обществе и семье (т.е. мужчина должен зарабатывать деньги). 80% юношей ориентированы на процесс, а не на результат, т.е. молодым людям важно, что происходит сейчас, а не то, что в результате всего происходящего может получиться. Молодые люди, в силу своих полоролевых особенностей, ориентированы на эгоизм (80%), на свободу (80%) и на власть (70%). Так же как и у девушек данной выборки, молодые люди ориентированы на труд, хотя для девушек это характерно в большей степени.

Вывод: в результате проведенного исследования можно утверждать, что наша гипотеза полностью подтвердилась, а именно: в личностно — потребностной сфере выпускниц — девушек доминируют духовно — нравственные ценности, а в личностно — потребностной сфере выпускников — юношей доминируют «вещные», материальные ценности.

Новоковская Ж. А.

Литература

  • Ананьев Б.Г. «О проблемах современного человекознания», М., 1977;
  • Кулютин Ю.Н., Сухобская Г,С. «Личность. Внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды»; С-П., 1996;
  • Лапин Н.И. «Модернизация базовых ценностей россиян» // СОЦИС, 1996;
  • Леонтьев А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность.», М., 1975;
  • Мясищев В.Н. «Личность и отношения человека. Проблемы личности» М., 1969;
  • Психология личности. Тексты // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А Пузырея. — М., 1982;
  • Рубинштейн Л.С. «Основы общей психологии»; С-П, 2000;
  • Сосновская Ю.Е. «Психологическое состояние человека, их классификация и диагностика»; Горький, 1975;
  • Л. Хьел, Д. Зиглер «Теории личности».