В последние годы проблема аддиктивного поведения подростков стала чрезвычайно актуальной. Невозможно обойти вниманием такие важные проблемы, связанные со здоровьем подростков, как наркомания, злоупотребление алкоголем, табакокурение. Все эти явления широко распространены в молодежной среде и оказывают огромное влияние на жизнь подростков любой возрастной группы.
Под аддиктивным поведением большинство исследователей понимают бессистемное употребление в больших дозах различных психоактивных средств, включая алкоголь и табак, с целью изменить свое состояние, испытать новые ощущения, освободиться от душевной пустоты и скуки.
Подростковый возраст является наиболее опасным периодом в плане формирования аддиктивного поведения. Этот период знаменуется бурным психофизиологическим развитием и перестройкой социальной активности ребенка. И действительно, меняясь физически (рост, масса тела, внешность, гормональная перестройка), подросток меняется и психологически, а именно, меняется его личностно- потребностная сфера, самооценка, «заостряются» черты характера. В личностно-потребностной сфере начинают доминировать такие потребности как: потребность понять смысл собственного существования: потребность обрести самоуважение, путем вхождения и утверждения себя как личности и индивидуальности в значимой социальной группе; потребность в социальной безопасности (подросток хочет знать наверняка — что с ним будет завтра) и другие потребности. Многие подростки достаточно «безболезненно» проходят этот возрастной рубеж, и во многом это обусловлено поддержкой родителей, учителей, значимых взрослых. Однако, часть подростков, не найдя ответов на волнующие их вопросы и не получив должной поддержки близких людей, решают возникшие перед ними проблемы путем «ухода» в пьянство, наркоманию и другие виды аддиктивного поведения. Именно при помощи ад- диктивного поведения, они задвигают на задний план свои сложные проблемы и неудовлетворенные потребности. Все выше сказанное, позволило нам обозначить цель исследования, а именно, мы ставим перед собой цель — изучить взаимосвязь между личностными особенностями подростков (их личностно-потребностной сферой и самооценкой) и склонностью к аддикции (в частности, к табакокурению). В качестве гипотезы исследования выступает следующее допущение:
у подростков рано приобщившихся к табакокурению не нашли своего разрешения, такие проблемы как: проблема смысла собственного бытия, неуверенность в завтрашнем дне, одиночество, заниженная самооценка, утрата самоуважения.
Свое исследование мы проводили на базе колледжа СИПЭУ. Психологическим обследованием были охвачены подростки возраста 14-15 лет — учащиеся данного колледжа. В соответствии с обозначенной целью исследования, все подростки были поделены на две группы: I гр. — подростки с выраженной потребностью в табакокурении и II гр. — подростки не испытывающие потребности в табакокурении.
Исследование проводилось в два этапа: на первом этапе мы исследовали личностно-потребност- ную сферу обеих групп подростков; на втором этапе — изучили такую их личностную характеристику как — самооценка.
На первом этапе исследования, для изучения особенностей личностно — потребностной сферы подростков, мы использовали анкетный опрос. Вопросы нами были составлены на основании выводов, сделанных А. Данилиным (автором книги «Как спасти детей от наркотиков»), где он формулирует причины, влияющие на формирование аддиктивного поведения. А. Данилин считает, что потеря смысла собственного существования, одиночество, тяжесть свободы, страх смерти — вот главные причины формирования аддикции в подростковом возрасте.
Результаты проведенного нами опроса представлены в таблице 1.
Полученные данные свидетельствуют, что подростки обеих групп задумываются о смысле собственной жизни, так как это одна из главных потребностей человеческой души. Подросток хочет понять, зачем он оказался на земле именно в этом месте и в это время, он задумывается о своем космическом, мистическом предназначении. Проблема одиночества более свойственна для курящих подростков. Можно предположить, что ощущение подростком, того факта, что его жизнь бессмысленна, что страдания испытывает только он один — порождает чувство одиночества. Неуверенность в завтрашнем дне и восприятие настоящего как серое, скучное и обыденное — это позиция курильщиков. Скорее всего, это связано с тем, что курящие подростки неуверенны в собственных силах и не знают, что делать со своей «завтрашней» свободой, они не привыкли выбирать, и поэтому свобода начинает вызывать у них тревогу и депрессию.
На втором этапе, при изучении такого компонента как самооценка, мы использовали методику «Определение уровня самооценки».
Все полученные данные сводим в табл. 2.
Из таблицы 2 видно, что в обеих группах доминирует высокая самооценка. Это свидетельствует о том, что большинство подростков верят в собственные силы и готовы самостоятельно решать свои жизненные проблемы. Кроме того, они достаточно критично относятся к себе, реально смотрят на свои успехи и неудачи и ставят перед собой достижимые цели. Но, в группе курящих подростков доминирует низкий уровень самооценки. При низком уровне самооценки появляется неуверенность в себе, в своих возможностях, робость и критичность. Можно предположить, что молодые люди продолжают курить для снятия психологического напряжения, приобретения большей уверенности в себе, для более высокого статуса в глазах сверстников.
Таким образом, завершив свое исследование, мы можем говорить о том, что выдвинутая гипотеза полностью нашла свое подтверждение: курящие подростки в отличие от некурящих, имеют ряд неудовлетворенных смыслообразующих потребностей и заниженную самооценку.
Сказальская О.Н.
Литература
- Данилин А. и Данилина И. Как спасти детей от наркотиков — «Врачи предупреждают» — М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 200
- Игольницына Л.М., Семенова Э.Ф., Мальцев А.В., Говорина М.Г. Профилактика социально — негативных явлений в среде детей, подростков и молодежи. — Иркутск: Изд-во Иркутского госунивер- ситета, 2005
- Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста — СПб.: Изд-во «Питер», 2000.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб, пособие: В 2 кн. — М.: Изд-во ВЛА- ДОС — ПРЕСС, 2003. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.