В настоящее время проблема профессионального самоопределения личности, несмотря на обилие исследований в данной области, не утрачивает своей актуальности. Личность будущего профессионала является отражением системы профессионального обучения и воспитания в высшем учебном заведении, в связи с этим, одной из задач профессионального образования является ее развитие, которое включает в себя становление профессионального мышления и профессионального самосознания, а также развитие морально-нравственных качеств личности. Работник не будет профессионалом, если он обладает только знаниями, навыками и умениями, но не развит как личность, в общем и профессиональном отношении [4].
Д.А. Леонтьев, Е.В. Шелобанова подчеркивают, что профессиональное самоопределение – это событие, влияющее не только на профессиональную составляющую, но и на брачно-семейные перспективы, материальное благосостояние, психологическую гармонию, самооценку, на место жительства и многое другое [2]. Очевидно, что от выбора специальности зависит дальнейшее течение жизни человека.
В отечественной психологии для отражения мысленного представления о будущей профессиональной деятельности Е.А. Климовым было введено понятие – личные профессиональные планы (ЛПП), которое включено в восьмиугольник основных факторов выбора профессии. Взяв за основу понятие ЛПП Н.С. Пряжников разработал методику для определения личной профессиональной перспективы, которая представляет собой открытый опросник, используемый для обобщенной и целостной оценки (и самооценки) перспектив профессиональной и личностного развития. Однако методика Н.С. Пряжникова предназначена для знакомства учащихся 9–11-х классов с основными факторами выбора профессии [1], в нашей модификации опросник предназначен также для ознакомления студентов (и абитуриентов) с факторами выбора профессии, и для формирования у них способностей самостоятельно оценивать собственные ситуации самоопределения.
Студентам младших курсов предоставляется возможность смоделировать жизненный план и определить, что необходимо учитывать во время выбора профессиональной специальности, а это учет способностей, склонностей, желаний, состояния здоровья и многое другое.
В случае, когда профессиональная специальность выбрана, и обучение началось, опросник позволит решить студентам каким образом можно подготовиться к будущей трудовой деятельности.
В «норме» после обработки результатов должен получиться правильный восьмиугольник. Восьмиугольник схематично представляет собой ситуацию, в которой находится студент (абитуриент), то есть человек, уже выбравший специальность, профессию.
Испытуемые отвечают на вопросы, сформулированные по 8 позициям или блокам.
I Главная цель (что буду делать, каким буду, смысл жизни);
II Ближайшие и отдаленные конкретные цели (специальность, работа, трудовая проба сил, чему и где учиться, первый трудовой пост после окончания учебы, перспективы повышения мастерства, профессионального роста);
III Пути и средства достижения ближайших жизненных целей (изучение справочной литературы, беседы со знающими людьми, самообразование);
IV Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей);
V Внутренние условия достижения целей (свои возможности, состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, склонности к практической и теоретической деятельности, личные качества, необходимые для учебы и работы по данной специальности);
VI Варианты целей и путей их достижения (на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов; «не пройду по конкурсу» на вакантную должность, отсутствие рабочих мест, состояние здоровья, семейные проблемы);
VII Профессионально важные качества личности профессионала (склонности к данному виду деятельности, «хочу делать», симптомы склонностей: желание вмешаться в дело, в дело от которого трудно тебя оторвать, дело, к которому тянет даже в состоянии некоторой усталости, когда испорчено настроение);
VIII Информированность о профессии (родители, учителя, друзья, представитель профессии, экскурсия, посещение отделов кадров и ознакомление со справочно-информационной литературой о профессии, книги, статьи, личное практическое участие в отдельных простейших видах труда после некоторой подготовки).
С помощью модифицированной методики ЛПП можно выявить дефицитные элементы в личностной профессиональной перспективе у студентов, что будет является основой для построения системы профориентационной, коррекционной и просветительской работы в условиях ВУЗа.
Ю.В. Соколенко
Литература
- Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.
- Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. – 2001. – № 1. – С. 57.
- Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 639 с.
- Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 400 с.