Социально-экономические науки

Малые народы Иркутской области и их проблемы. Эвенки

Когда-то эвенки занимали обширные территории нашей страны, сейчас численность этих народов резко снижается. И совсем недалеко от нас, в Катангском районе Иркутской области, проблема вымирания эвенков и их культуры стоит весьма остро. Нас заинтересовали причины вымирания эвенков как этнической группы. Была определена цель работы — выявить место проживания народа, познакомиться с их культурой, традициями, особенностями быта. Перед выполнением работы поставлено три основных задачи: 1 — вникнуть в историю формирования этноса, 2 — изучить современное существование народа, 3 — установить проблемы этноса.

Пообщаться с настоящими эвенками, к сожалению, не удалось, т. к. их численность не велика. Основной материал о жизни эвенков собрали, разговаривая местным жителем, Горбуновым Николаем Викторовичем. Он долгое время проживал в Катангском районе среди эвенков и многое знает о их жизни. От него узнали о численности эвенков и о их быте в населенных пунктах Но- канно, Хамакар, Тетея, Токма, Ербогачен. Так же известно, что несколько семей кочуют с оленями.

Считается, что эвенки появились в степных районах, южнее Байкала 3-4 тыс. лет назад. С 1570-х их начали изучать русские землепроходцы и иностранные путешественники и накопили знания о них. Эвенки относятся к малым народам Сибири и Дальнего Востока. Их численность составляет всего 27 000 человек. Русские прозвали эвенков «тунгусами». Это слово впервые встречается в русских документах в 1577 году.

В царской России в начале XX века были приняты программы по сохранению и увеличению численности малых народов, и эти программы работали, численность малых народов тогда действительно увеличивалась. Сегодня тоже существует ряд подобных законопроектов, которые, к сожалению, не работают.

Основой хозяйства эвенков были и остаются три видов деятельности, а именно: охота, оленеводство и рыболовство, которые связаны между собой и взаимно дополняют друг друга. Рыбу они засаливают и употребляют в пищу. На всю зиму эвенки уходят вглубь тайги и охотятся. Охота дает им пищу, материалы для изготовления одежды, обуви и бытовых принадлежностей. А так же продукт, ценный при обмене (меха). Эвенки делают и лодки из бересты.

Эвенкийский язык не имеет письменности, но давно используется русский алфавит.

Религией эвенков является язычество или шаманизм. Они считают, что вселенная поделена на три мира: небесный, земной и подземный, и каждый из них наполнен божествами и духами.

Шаманы — посредники между сверхъестественными существами и людьми, они обладают особыми качествами и правами, дарованными свыше.

Сущность шаманистского мировоззрения заключается в определенных положениях:

  • Мир, в том числе человек, создан высшими существами или же по их велению;
  • Вселенная делится на три мира — небесный, земной и подземный, каждый из них наполнен определенными божествами и духами;

Они никогда не надругаются над животными. Изучая материал о эвенках, я обратила внимание и на вот какую легенду о существующих традициях по отношению к лосю:

“Давным-давно в одном стойбище жили старик со старухой. У них было два сына. Однажды сыновья пошли на охоту и добыли лося. Разделали его по- эвенкийски, но почему-то их внимание привлекли кишки. Растянули они их, стали смеяться, какие они длинные. Отца в это время не было дома, а мать горестно посмотрела на сыновей, покачала головой и ничего не сказала. Через некоторое время отправился на охоту отец. Он бродил по тайге несколько дней, но не увидел даже рябчика, а он считался лучшим охотником в стойбище. Вернулся домой, пошел к шаману и спросил, почему у него была такая неудачная охота. Шаман сообщил отцу, как его сыновья надсмеялись над лосем, и сказал, что после этого ни один из членов их семьи не добудет зверя и все обречены на голодную смерть”.

Так же у эвенков сложилось уважительное отношение к огню: Они часто обращались к нему с мелкими просьбами: послать зверя, благополучие и здоровье семье, здоровье стаду и т. д. При этом они приносили ему жертвы, бросали первый лакомый кусочек еды. Такой обычай сохранился и сейчас. У эвенков много запретов и правил, связанных с национальными поверьями:

  1. Не руби дров около огня, ударишь его и в дороге не будет гореть огонь.
  2. Не плюй в огонь, если плюнешь — вымажешь его, он накажет: появятся на губах и языке язвы.
  3. Нельзя класть в огонь одно или два полена, можно только три, иначе дух огня обидится и покинет очаг.
  4. Не сжигай смолистые шишки и березовые наплывы. Если сожжешь, то ты сам или твой олень, будучи раненными, сгорите от жара.

Местному жителю, Николаю Викторовичу, я задала вопрос: «Соблюдаются ли эвенками их традиции в наши дни?» Вот его ответ: «Эвенки — люди очень талантливые, всегда хорошо рисовали, изготавливали поделки, которыми с удовольствием играли еще мои дети, испокон века их изделия отличаются оригинальностью, красотой и прочностью. Например, сумки, сбруи для оленей, предметы одежды, быта, детские игрушки».

Мы поинтересовались у Николая Викторовича, о каких особенностях эвенкийских традиций он мог бы рассказать. Николай Викторович: «У эвенков очень интересный и замысловатый обряд похорон. По традиции забивали оленя, потом, стоя на коленях, читали что-то на своем языке, усопшему клали в руки узду, а в изголовье обязательно предметы домашнего обихода: кружка, трубка, кисет с махоркой (если эвенок курил при жизни). Над могилой строят нечто вроде дома с окном, но без двери.

Национальное жилье эвенков — чум (дю) пирамидальной формы. Он покрывался еловой корой, содранной с растущего, живого дерева, а так же шкурами животных. Сейчас эвенки живут в срубных домах, а чумы, как легкое переносное жилище, используют охотники.

В ходе изучения быта эвенков особое внимание обратили на выделку шкур. Эта трудоемкая работа требовала умения и терпения. Снятую с животного шкуру натягивали на каркас и сушили. Затем освобождали от жира и остатков мяса. Замачивали на несколько дней, пока шерсть не начинала отставать. Шкуру выжимали, освобождали от шерсти и снова выжимали, но уже на специальном устройстве (вставляли шкуру в отверстие устройства и вращали рычаг). Тщательно отжатую шкуру мяли и только потом переходили к ручной выделке. Для нее эвенки использовали инструмент на деревянной основе с металлической зазубренной пластинкой. Потом шкуры использовались для пошивки одежды, обуви (унтов, гурум, cap, тапочек) бытовых принадлежностей(матрацев, одеял, ковриков».

Также нас заинтересовала старая эвенкийская могила и мы узнали, что в нее кладут предметы домашнего обихода, все то, что нужно было человеку при жизни.

Приход советской власти, Социально-экономический кризис, который сегодня переживает вся Россия, больнее всего ударили именно по народам, проживающим в северных районах. Сейчас численность эвенков сокращается, нарушен уклад их жизни, теряется культура этого народа. В перспективе вполне возможно исчезновение этого народа с его неповторимыми культурой и традициями.

В ходе изучения поставленной проблемы было определено, сколько процентов от общей численности в населенных пунктах Ноканно, Хамакар, Токма, Тетея и Ербогачен Катангского района составляют эвенки.

Так в Ноканно 19% эвенкийского населения, в Хамакаре — 63,5%, в Токме — 18%, в Тетее — 83% и в Ербогачене — 1%. На основе изучения данной проблемы, опросов местных жителей были выяснены проблемы современных эвенков Катангского района.

Сокращению численности эвенков есть несколько причин: Отсутствие должного медицинского обслуживания. Продолжается рост заболеваемости среди эвенков, т. к. север Иркутской области дискомфортен для жизни людей, а медицинское обслуживание практически отсутствует. Крайне неудобные условия проживания, аборигенный образ жизни, алкоголизм.

Сокращение территории, закрепленной за эвенками, которая необходима им для ведения хозяйства. Идет активное освоение тайги — прокладываются газопроводы и нефтепроводы, по этой причине дичь уходит со своих привычных мест, что значительно затрудняет охоту эвенков.

Из-за бесперспективности Катангского района, местная целеустремленная молодежь, в том числе и некоторые эвенки, покидают родные места в поисках работы.

Причинами деградация местного эвенкийского населения являются:

:!. Нарушение естественного векового уклада жизни; потеря жизненных ориентиров.

  1. Отсутствие стимулов и объективные трудности к получению образования. Часть эвенков, менее активные, останавливаются в своем развитии на уровне среднего, а иногда и начального, образования. Повальная безработица, потеря жизненных ориентиров и алкоголизм стали повседневными негативными явлениями жизни эвенков.

Главная задача в этих районах:

  1. Чтобы вышестоящие органы обратили внимание на проблемы малых народов
  2. Сохранить традиции малого народа, их уникальную культуру и язык.

Ширяева Ю.В., Дятлова Н.И.

Список использованной литературы:

  1. Василевич Г.М. Некоторые данные по охотничьим обрядам тунгусов / Г.М. Василевич // Этнография. — 19 — № 3.
  2. Мазин А.И. Таежные писаницы Приамурья / А.И.Мазин — Новосибирск: Наука. Сибирское отделение. 19
  3. Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов (Конец XIX — начало XX вв.) / А.И.Мазин- Новосибирск: Наука. Сибирское отделение. 19
  4. Сирина А.А. Катангские эвенки в XX веке: расселение, организация среды жизнедеятельности / А.А.Сирина. — М. — Иркутск: Оттиск, 2002 — 286 с.
  5. Сирина А.А. Чувствующие землю: экологическая этика эвенков и эвенов/ А.А.Сирина. //Этнографическое обозрение. — 2008.-№ — С. 121-138.