Старая система управления образованием, опирающаяся на централизованное и жесткое государственное регулирование во многом разрушена, новая создается с трудом. Средством решения этой задачи может стать механизм рыночного управления – маркетинг.
Маркетинговые исследования представляют собой вид социальной технологии, направленной на обнаружение эффективных средств управления рынком на основе объективного понимания ситуации на нем. В классическом понимании маркетинг – это предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю или пользователю, или социальный процесс, посредством которого прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на товары и услуги, посредством их разработки, продвижения и реализации. И для сферы образования применение маркетинга представляется актуальным, научно обоснованным способом обеспечения успешной деятельности образовательного учреждения, так как внедрение маркетинга в область образования способно оказать благотворное воздействие.
Маркетинг в образовании – это принципиально новая поисковая сфера маркетинга, поэтому до сих пор находится в стадии становления. По нашему мнению, маркетинг образования представляет собой систему управления рыночной деятельностью образовательного учреждения, направленную на регулирование рыночных процессов и изучение образовательного рынка, ведущую к наиболее эффективному удовлетворению потребностей: личности в образовании; образовательного учреждения – в развитии; фирм и других организаций-заказчиков – в росте кадрового потенциала; общества – в расширенном воспроизводстве совокупного личностного и интеллектуального потенциала.
Учитывая, что маркетинговые исследования – основа для начала формирования маркетинговой деятельности, предпринимая различные маркетинговых подходы, нужно иметь хорошую и точную информацию о состоянии рынка, конкурентах, потребителях.
Рассматривая комплекс аспектов маркетинга в сфере образования, мы отмечаем его составляющие.
Субъекты маркетинга:
Следует заметить, что важное значение среди субъектов маркетинга образовательных услуг играет личность обучающегося и воспитанника.
Объекты маркетинга:
При формировании стратегической перспективы маркетинговой деятельности образовательного учреждения особенно значимы сильные стороны, так как они являются основами стратегии, и на них должно строиться достижение конкурентных преимуществ. Для реализации этих функций, естественно, необходимы полноценные службы маркетинга.
По нашему мнению, деятельность службы маркетинга образовательного учреждения должна поэтапно выполнять следующие приоритетные функции:
- изучение и прогнозирование потребностей клиентов рынка образовательных услуг (школьников, родительской общественности и др.);
- изучение и прогнозирование потребностей заказчиков образовательных услуг (государства, предприятий и организаций);
- диагностика потенциала педагогов своего и других образовательных учреждений для реализации заказа;
- изучение условий и возможностей образовательного учреждения;
- сосредоточение ресурсов учреждения на оказание образовательных услуг, которые реально необходимы потребителям в избранных учреждением сегментах рынка с учетом объема, качества, ассортимента и сервиса данных услуг;
- обеспечение качества образовательных услуг (как меру удовлетворения потребностей), систематически проводя квалифицированный мониторинг;
- ориентирование на сокращение затрат потребителей, проведение гибкой политики в ценообразовании;
- сбор и обработка информации о конкуренции на рынке образовательных услуг, оперативное реагирование на внесение корректировок в собственную деятельность, по согласованию с потребителем;
- активное содействие развитию учреждения благодаря продвижению и продажи образовательных услуг.
Таким образом, маркетинг становится функцией образовательного учреждения, определяющей политику, стиль и характер управления всей предпринимательской деятельности. При определении целей и задач акцент делается на рыночные возможности учреждения.
Грамотно поставленная работа по маркетингу помогает найти спонсоров, грантодателей, инвесторов, т.е. обеспечивает источники финансирования с целью развития учреждения.
В период проведения реформ в экономике и социальной сфере перспективной становится вариативная концепция образования. Появляются новые сферы профессионального образования, компетентность в которых обеспечивает успешность профессиональной деятельности как отдельных педагогов, так педагогических коллективов в целом.
Перспективы развития любого образовательного учреждения в современных рыночных условиях напрямую зависят от понимания ее руководством основных принципов маркетинга, использования результатов маркетинговых исследований в своей работе.
С.В. Кирдянкина