Служебная тайна – защищаемая по закону конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законных основаниях и в силу исполнения их служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом или в силу служебной необходимости.
К субъектам служебной тайны относятся государственные органы и органы местного самоуправления, которым по роду своей деятельности разрешен доступ к информации, содержащей служебную и коммерческую тайну.
Здесь возникают две проблемы, взаимосвязанные между собой.
Одна из них состоит в том, что при осуществлении компетентными органами своих функций, нередко складываются конфликтные ситуации. Хозяйствующие субъекты, пользуясь предоставленным им правом, относят подчас чуть ли не все сведения о своей организации к служебной тайне и вследствие чего отказываются передавать их этим органам как содержащие тайну. Эти действия явно противоправны. Надо лишь уточнить. Им должны сообщаться лишь те сведения и только в том объеме, которые охватываются полномочиями соответствующих органов. Вторая проблема – недопущение распространения коммерческой и служебной тайны органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Законы и иные нормативные акты о прокуратуре, налоговой службе, таможне, Федеральных антимонопольных и патентных органах, об органах регулирования естественных монополий и другие, обязывают эти органы и их служащих не разглашать служебную и коммерческую тайну индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, ставшую им известной при выполнении своих функций.
К служебной тайне, за исключением информации, составляющей государственную и военную тайну, относится информация о деятельности государственных органов и их служащих, представляющая не коммерческий, а государственный интерес, и информация, составляющая коммерческую тайну субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность, полученная в пределах своей компетенции для выполнения возложенной на него функции.
Институт служебной тайны создан с целью обеспечения безопасности государства в частности и общества в целом. Однако тут возникают две взаимосвязанные проблемы.
Одна состоит в том, что при осуществлении своих обязанностей нередко складываются конфликтные ситуации. Хозяйствующие субъекты, пользуясь предоставленным им правом, подчас относят к коммерческой тайне чуть ли не все сведения о своей организации.
Вторая проблема – это запрещение разглашать тайну, ставшую известной некоторым лицам при выполнении своих профессиональных функций.
Помимо способов защиты, предусмотренных самим хозяйствующих субъектом, необходимо создать уровень защиты со стороны государства.
При определении перечня сведений, подлежащих защите с помощью режима коммерческой тайны, необходимо учесть, что всякая тайна есть секрет, но не всякий секрет есть тайна.
Одной из самых распространенных категорий сведений, которым может придаваться статус коммерческой тайны, являются производственные секреты («ноу-хау»).
Именно такие сведения в конечном итоге позволяют осуществлять прорыв на товарном рынке тому или иному субъекту предпринимательской деятельности, но тут важно знать, что идеи, замыслы, хотя бы и высказанные вслух, под режим коммерческой тайны не попадают.
Для охраны таковой необходим режим секретности, причем установленный самим хозяйствующим субъектом. Это может быть приказ по предприятию.
В таком приказе необходимо указать перечень сведений, лиц с наименованием их должностей, имеющих к секретной информации, а также ответственность данных лиц в случае разглашения подобной информации.
При использовании гражданско-правовых мер защиты служебной и коммерческой тайны важны 3 момента:
— определение способа защиты прав обладателей служебной и коммерческой тайны и меры ответственности за ее разглашение;
— определение субъекта ответственности;
— определение условий, при которых ответственность наступает.
В зависимости от обстоятельств разглашения тайны и участвующих в нем лиц, может быть применен любой из способов защиты гражданских прав.
Это может быть возмещение убытков (прямого ущерба, упущенной выгоды). Признание недействительным акта государственного органа или местного самоуправления также сопровождается возмещением убытков или компенсацией морального вреда.
В число субъектов ответственности входят различные лица. Прежде всего, это те, кто незаконным путем получил информацию, составляющую служебную или коммерческую тайну.
Ими могут быть лица, не имеющие законного доступа к источнику соответствующей конфиденциальной информации и ставшие ее обладателями путем воровства, грабежа, мошенничества. Для наступления их ответственности никакого дополнительного условия не требуется.
Кроме того, к субъектам ответственности относятся работники, состоящие с обладателем служебной и коммерческой тайны в трудовых правоотношениях на основании трудового договора (бухгалтер, кассир, экономисты).
Ответственность наступает в том случае, если ему заранее совершенно определенно, ясно и недвусмысленно было сообщено, какие сведения составляют коммерческую тайну, и именно их он разгласил.
Как отмечалось выше, в действующем законодательстве отсутствуют нормы, регулирующие отношения по поводу разглашения служебной тайны.
Во всех случаях целесообразно во избежание недоразумений при заключении трудового договора указывать в его условиях ответственность работника за разглашение служебной или коммерческой тайны (или же возможен вариант заключения отдельного договора о неразглашении тайны).
Затем под расписку сообщить работнику перечень сведений, с которыми он соприкасается при исполнении своих трудовых и служебных обязанностей.
Рассмотрев в данной работе сущность и понятие служебной тайны, правовые последствия нарушения режима тайны, проблемы, связанные с мерами ответственности в служебной тайне и условия хранения сведений, составляющих служебную тайну, можно сделать выводы о том, что отношения, связанные со служебной и коммерческой тайной, не могут регулироваться одним и тем же законом. А, значит, и не могут в полной мере правильно установить меру ответственности за разглашение сведений, составляющих служебную тайну. Те меры ответственности, которые прописаны в ст. 139 «Служебная и коммерческая тайна», в большей мере относятся к коммерческой тайне и в малой степени затрагивают все тонкости отношений в сфере служебной тайны. Именно поэтому разработан Законопроект «О служебной тайне».
А.В. Чернецкий