Проектный менеджмент (ПМ) стал основной концепцией и центральной стратегией менеджмента для проектно-ориентированных компаний (ПОК) в развитых странах в конце 80-х – начале 90-х годов. Для российских компаний такой подход в деятельности пока малоизвестен в силу различных факторов.
Переосмысление сущности деятельности компании на основе предвидения изменений или в результате столкновения с трудностями приводит к последовательности шагов по разработке новой стратегии и организационно-управленческих моделей деятельности:
- Стратегия компании на рынке.
- Управленческая стратегия руководства компании.
- Система менеджмента в компании
- Модели менеджмента проектов.
- Организационная структура.
По роду деятельности к ПОК относятся компании, работающие в области инвестиционной деятельности, строительства, научно-технических разработок, консалтинга, разработок новой продукции, инноваций и др. Но и в производственные компании деятельность может строиться как проектная. В этом случае работа над проектами часто осуществляется по принципу «предприятие в предприятии». Это означает, что проект рассматривается, как временное предприятие, имеющее свое назначение, определенные цели и задачи, собственный бюджет и другие ресурсы. Управление таким «предприятием» осуществляется автономно как обычной компанией в рамках корпоративной стратегии.
Требования к деятельности ПОК определяет рынок. Чем более стратегия, культура и организационно-управленческая модель адекватны таким требованиям, тем более успешно действует компания.
Успешную ПОК можно описать с нескольких точек зрения и, в частности, в соответствии с основными ее характеристиками являются:
- командная ориентация;
- открытость коммуникаций;
- ориентация на окружающую среду;
- самоорганизация;
- стратегическая ориентация;
- открытость компании, как системы.
Рис. 1. Схема взаимосвязи сфер управленческой деятельности
Проект – процесс достижения поставленной цели-задачи в рамках особого, конкретного комплекса условий (ISO 9000:2000 Quality Management Systems – Fundamental and Vocabulary).
Проект – это временное предприятие, предназначенное для создания уникального продукта или услуги (свод знаний по управлению проектами. PMI, США).
Управление проектом – процесс, помогающий координировать усилия для создания нового продукта: в нужное время; с нужным качеством; в рамках определенных ресурсов.
В современном мире консалтинговые компании используют проекты как гибкую организационную форму комплексного решения задач в динамично изменяющейся окружающей среде.
Изменения в окружающей среде приводят к расширению типов проектов, изменению задач и увеличению выполнения заказов в проектной форме.
- от малого количества больших проектов к большому количеству малых и больших проектов;
- от внешних проектов к совокупности внутренних и внешних проектов;
- от проектов по строительству, по научно-техническим разработкам к проектам по организационному развитию, банковским, реинжинирингу и др.
- от хорошо структурируемых задач (научно-технических, строительных) к слабо структурируемым задачам социальной природы;
- от сетевого планирования к стратегическому планированию, маркетингу, развитию персонала, организационному развитию, инвестиционному проектированию;
- от повторяющихся проектов к совокупности взаимосвязанных повторяющихся и уникальных проектов.
Высокая динамика изменений внешней среды требуют перехода к новой модели деятельности для ПОК, которая должна быть гибкой, высоко адаптивной, проектно-ориентированной и самонастраивающейся на потребности рынка.
В общем случае организационно-деятельностная модель (ОДМ) является организованной совокупностью элементов и их взаимодействия для осуществления целевой деятельности компании. Организационная форма является лишь инструментом для осуществления деятельности и отражает только некоторую часть философии, культуры и стратегии компании. А в современном мире философия и культура компании играют решающую роль в ее достижениях.
Необходимыми условиями перехода к эффективной ОДМ на современном рынке для ПОК, принимающей ПМ в качестве стратегии и управленческой культуры, являются:
- изменение стратегии компании от успешного осуществления проектов к достижению стратегических целей посредством осуществления проектов;
- существенные изменения в сознании персонала и, в первую очередь, руководства компании и менеджеров проектов при переходе к новой стратегии и культуре.
В системе международных требований к профессиональной компетентности менеджеров проектов, Проектный Менеджмент (ПМ) (Management by Projects), вводится как базовая концепция менеджмента ПОК. В таких компаниях много разнородных проектов находятся на разных стадиях осуществления одновременно. Причем между различными проектами часто возникают конкурентные отношения, например, в получении наиболее квалифицированных специалистов в свой проект или времени использования оборудования и техники. Такая конкурентная среда внутри компании — гарантия непрерывного развития компании и ее выживания. Она является стимулом для повышения организационной гибкости и динамичности, повышает ответственность менеджеров, улучшает проведение организационных изменений и т.п.
Эффективность использования концепции ПМ для ПОК определяется взаимосвязанной совокупностью стратегии, культуры, организационно-управленческих моделей и обеспечения менеджеров разнообразными инструментами для их повседневной работы. Для этого используются знания, инструменты и практика таких областей деятельности, как общий менеджмент, менеджмент проектов и более узких направлений менеджмента. Однако вся деятельность в рамках ПМ носит целевой практический характер – это проектно-ориентированная деятельность, которая удовлетворяет потребности рынка в инновациях и изменениях и организуется в такой форме, как проект.
П.И. Рогозин