Социально-экономические науки

Методика преподавания отечественной истории для студентов неисторических специальностей высших учебных заведений

Курс «Отечественная история», входящий в обязательный государственный стандарт для студентов неисторических специальностей, изучается во всех высших учебных заведениях Российской Федерации и является одной из основных дисциплин гуманитарного цикла. Его задачей является — углубление полученного в школе исторического образования, воспитание гражданственности и патриотизма, помощь в формировании собственной позиции по отношению к истории своей страны.

Необходимо отметить, что в настоящее время современная российская историческая наука переживает сложный период своего обновления, что в процессе преподавания дисциплины «Отечественная история» влечёт за собой определённые трудности. Одна из наиболее существенных проблем связана с отбором литературы, которую можно использовать в качестве учебников и учебных пособий для студентов высших учебных заведений. Учебная литература, которую в последние годы породил российский книжный рынок, поражает своим разнообразием: читатель получает возможность познакомиться с разными взглядами отечественных и зарубежных авторов на исторический путь России, с мнением различных научных школ, с документами, которые ранее были недоступны вследствие своей засекреченности. Однако авторы учебных изданий нередко высказывают полярные и взаимоисключающие точки зрения на проблемы отечественной истории, что, в свою очередь, вызывает дополнительную сложность при рекомендации литературы для студентов. Поэтому разработка авторского курса по истории России может стать оптимальным выходом из создавшейся ситуации издательско-полиграфического бума.

Если говорить о методологии, то трудности, в первую очередь, связаны с различием взглядов на подходы к истории. Так, например, критически оценивается формационный подход, разработанный К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным; в связи с этим некоторыми учёными-историками крайне негативно комментируется понятие «общественно-экономическая формация», которое некогда считалось фундаментальным. Для преподавателя истории важно избежать огульного отрицания и как можно более трезво и взвешенно подойти к пониманию марксистско-ленинской теории, чтобы донести до студентов сущность её положительных элементов и, в свою очередь, познакомить их с альтернативными историческими концепциями.

В омских вузах «Отечественная история» изучается на первом курсе в рамках одного семестра. Нет необходимости говорить о том, что при таком малом объёме крайне сложно дать исчерпывающий анализ основным явлениям российской истории. Поэтому при разработке курса главной задачей становится выделение блоков ключевых проблем, демонстрирующих неразрывную связь минувших событий с современностью, позволяющих одновременно осмыслить прошлое и настоящее.

Разработанный курс предусматривает лекционные, практические (семинарские) занятия и индивидуальную работу над рефератами по отдельным темам. Лекционные занятия составляются с учётом специфики той или иной специальности, по которой осуществляется профильное обучение студента. Например, в программе студентов технических специальностей Омского государственного технического университета усилено звучание темы, касающейся развития научно-технического прогресса; пристальное внимание уделено таким вопросам, как освоение космоса, последствия крупных аварий атомных электростанций, вклад выдающихся российских учёных (К. Э. Циолковского, С. П. Королёва, А. Д. Сахарова и др.) в развитие мировой цивилизации. А студентами-экономистами более подробно изучаются вопросы экономической политики российского государства после распада СССР: содержание экономических преобразований 90-х гг. XX в. (либерализация цен, приватизация государственной собственности и т. п.}, социальные последствия перехода страны на «рыночные рельсы».

Помимо лекционных, особое внимание уделено практическим занятиям. Важную роль играют семинары, способствующие совместной работе в коллективе, сознательному обмену мнениями, возможности отстоять свою точку зрения, убедить другого, разобраться в спорном вопросе. Недостаток или отсутствие возможности в совместной деятельности снижает у студентов интерес не только к изучаемому предмету, но и к учебному процессу в целом, поэтому проведением тщательно организованных семинарских занятий никогда не следует пренебрегать. Значительно улучшает проведение семинарских занятий использование технических средств (учебных кинофильмов, диапозитивов, слайдов, плакатов, стендов, наглядных пособий), но, к сожалению, не все аудитории обладают необходимой аппаратурой, экранами для экспонирования кинодокументов. В целях рационального сокращения объёмов домашних заданий по конспектированию обязательных первоисточников, необходимого студентам для подготовки к семинарам, предпринята попытка постраничного отбора рекомендуемой литературы. К каждой теме семинара составлен библиографический список, обновляющийся ежегодно, который снабжён краткими аннотациями.

Возможность представить результаты своих самостоятельных исследований по актуальным проблемам отечественной истории студенты могут осуществить в реферативной форме. В процессе работы с источниками, интересным фактическим материалом студенты обретают навыки научно-исследовательской работы, что в дальнейшем позволяет им принять участие в межвузовских олимпиадах и выступать с докладами и сообщениями на конференциях не только университетского, но и регионального масштаба. Так, в Омском государственном техническом университете студенческие олимпиады и конференции ежегодно проводятся в апреле месяце.

По дисциплине «Отечественная история» составлена рабочая программа, в которой обозначены: 1) цели и задачи изучения предмета; 2) требования к уровню подготовки студента; 3) объём дисциплины и виды учебной нагрузки в часах; 4) содержание курса по разделам в разрезе лекций и семинарских занятий. В рамках программы содержится раздел самостоятельной работы студентов, обозначено содержание домашний заданий, основная и дополнительная литература к занятиям, контрольные вопросы и т. д.1

Среди задач курса «Отечественная история» основное место занимает выработка у студентов определённых навыков и умений, играющих важную роль в процессе общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов и способствующих интеллектуальному развитию личности; они изложены в учебнике А. П. Деревянко и Н. А. Шабельниковой2.

  • общелогические умения: умение анализировать, классифицировать, правильно соотносить факты и обобщения, оценивать события, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности общественного развития, определять конкретно-исторические условия той или иной эпохи и т.д.;
  • поисково-информационные навыки: свободное обращение со словарями, справочниками, энциклопедиями, каталогами, умение находить нужную информацию в книгах, сборниках, журналах, умение систематизировать литературу в рамках определённой задачи;
  • учебно-познавательные навыки: составление тезисов выступлений, научного сообщения, доклада, конспекта, подготовка реферата, умение участвовать в дискуссии, грамотно, логично, доказательно излагать свои мысли.

По итогам курса проводится проверка знаний студентов, которая организовывается в виде экзамена.

Елизарова Н.В.

  1. Неёлов М. М. Полканов В. Д. Кафедра отечественной истории Омского государственного технического университета: в ритме со временем: учебное пособие / Под ред. В. Д. Полканова. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2003. — С. 13
  2. Деревянко А. П.. Шабельникова Н. А. История России: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Мангрув, 2004. — С. 15.