Психология

Методологические подходы к оценке социально-психологического здоровья детей

Современный уровень научных исследований в области изучения путей формирования здоровья детского населения, и его тенденций требует, прежде всего, анализа интегрированной системы медико-психологических показателей здоровья, причем учет региональных особенностей является необходимым условием.

В наших исследованиях мы попытались проанализировать эту ситуацию с учетом основных рисков нарушения здоровья, в т.ч. психологического, детского и подросткового населения на примере Иркутской области.

Из схемы 1, видно, что ребенок испытывает воздействие достаточно большого количества факторов. На наш взгляд период социально-экономических реформ изменяет приоритеты влияния указанных факторов. В период реформ уменьшается антропогенная нагрузка на окружающую природную среду (Иркутская область в 2003 г. по сравнению с 1990 г. на 52 %), т.к. происходит банкротство, закрытие или снижение количества выпускаемой продукции по понятным причинам. Изменяются производственные и бытовые отношения.

Для того чтобы оценить влияние социально-экономических реформ на качество психологического здоровья детского населения, динамику и специфику его изменения мы рассмотрели следующие составляющие аспекты и факторы: природно-климатические, антропогенные, бытовые, экономические, социальные, стресс, адаптацию и дезадаптацию.

Ребенок, будучи дошкольником и школьником испытывает воздействие этого огромного перечня факторов. Масса всевозможных проблем, которые возникают в семье и школе, не могут быть изолированы от экономической ситуации в стране.

Схема 1. Факторы, формирующие социально-психологическое здоровье дошкольного и школьного населения.

Разработанная и представленная нами схема факторов формирующих качество психологического здоровья детей позволяет оценить все и выйти на оценку влияния социально-экономических факторов, так как в период реформ состояние экономики формирует условия и оказывает прямое воздействие через социальную сферу и состояние окружающей среды на эти показатели. В результате такого отрицательного влияния снижается качество здоровья детей, повышается заболеваемость и смертность.

Перечисленные факторы формируют условия функционирования системы ребенок–семья–школа–социум. В нашей статье мы не останавливаемся на условиях формирования социально-психологического здоровья детей в зависимости от факторов: школа (авторитарный и демократический стиль работы учителя, не соответствие векторной направленности учебного процесса, слабость нервно-психических регуляций и т.д.); семья (стили семейного воспитания, вклад семейных факторов в здоровье и т.д.); ребенок (задержка психического развития, эмоциональная неустойчивость, личностные особенности и т.д.).

В резко измененных условиях жизни населения здоровье школьника зависит от адаптационных возможностей. При нарушении этих возможностей возникают синдромы характерные для периода социально-экономических реформ: синдром эмоционального выгорания или социального напряжения, социально обусловленный стресс. При социально обусловленном стрессе на первое место необходимо поставить социально-психологическое утомление, которое зависит как внешних факторов, так и внутренних.

Причинные факторы (т.е. факторы риска для здоровья) чрезвычайно многочисленны и воздействую на человека в разнообразных сочетаниях друг с другом. Среди них не только воздействия окружающей среды, но и специфические особенности самого человека или особенности его образа жизни. Сама же болезнь есть результат взаимодействия причинных факторов с организмом конкретного человека.

В основе происхождения ряда заболеваний лежит явление срыва адаптации. Организм человека имеет достаточно мощные адап­тационные системы и механизмы, которые позволяют ему приспосаб­ливаться к изменяющимся условиям внешней среды. Однако при на­растании концентрации, патогенности, времени воздействия социальных, химиче­ских, физических, биологических факторов, их сочетаний друг с дру­гом адаптационные системы начинают работать с большей нагрузкой. Универсальная защитно-приспособительная «стресс-реакция» оказы­вается не в состоянии обеспечить равновесие в организме. Происхо­дит как бы наложение стресс-реакций друг на друга, т.е. хронификация стресса. В этой ситуации организм не может компенсировать на­пряжение и переходит в состояние утомления (истощения) отдельных систем или полностью.

Социально-психологическое напряжение и утомление прояв­ляется в сфере взаимоотношений людей; формируется на фоне вы­сокого ритма жизни, интенсивности процесса труда, утраты идеа­лов, целей общественного развития; выражается в постоянном во­влечении в адаптационный процесс нервных структур, в перенапряжении нервной системы; в конечном счете, может стать основой для развития таких форм патологии как неврозы, неврастении, вегето-сосудистая дистония, устойчивая артериальная гипертензия, разнообразные психосоматические и соматопсихические состояния.

В последнее время появились работы, касающиеся развития у работающих синдрома эмоционального выгорания (СЭВ), представляющего собой состояние эмоционального, психического и физического истощения, развивающегося как результат хронического неразрешенного стресса на рабочем месте. В нашем случае такой синдром испытывают и дети в результате учебного процесса. Люди с СЭВ обычно имеют сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции. Наблюдается хроническая усталость, нарушение сна, когнитивная дисфункция, личностные изменения. Возможно развитие депрессивного расстройства, зависимости от психоактивных веществ, суицид. Общими соматическими симптомами являются головная боль, гастроинтестинальные и кардиоваскулярные нарушения.

Меры первичной профилактики должны быть сосредоточены на предупреждении развития кризисных ситуаций, облегчении формирования волевой личности ребенка, умеющей справить­ся с трудностями, не завышая своих притязаний, предотвраще­нии биологических вредностей, препятствующих развитию здоровой психики. Создание у ребенка чувства защищенности, психологического комфорта, выявление его истинных психических и физических сил, предъявление соразмерных им тре­бований – важнейшие направления профилактики реакций дезадаптации. С этой целью для предотвращения этого важны меры, защищающие здоровье детей, заболевших инфекционными, соматическими болезнями, перенес­ших случайные травмы головы или отравления.

Для обеспечения нормального формирования психики и предотвращения ее девиаций большое значение имеет динами­ческая оценка психического развития и при необходимости создание для него более благоприятных условий. Для гармонизации личностных черт в целом полезна пропаганда таких воспитательных воздействий в семье и детских учреждениях, ко­торые бы способствовали умению бороться с трудностями, управлению своими эмоциями, ограничению своих притяза­ний в соответствии с возможностями и т.д. Более старшим детям следует дать минимум знаний и навыков, необходимых для понимания психической деятельности и посильного ее регулирования. Не только забота о душевной жизни, но и внедре­ние физической культуры и спорта сделают детскую личность менее ранимой. Необходима также хорошая психологическая подготовка детей к общению с другими людьми, в том числе и противоположного пола. Все требования к детям, к их психи­ческим и физическим возможностям должны быть сбаланси­рованы в соответствии с возрастом и полом.

А.Д. Гольменко