Психология

Методы АРТ-терапии в обучении основам психологических знаний учеников среднего звена

Проблема преподавания психологии в школе в настоящее время имеет первостепенное значение в разработках ученых. Ею на протяжении ряда лет занимались: П.П. Блонский, К.Н. Корнилов, А.П. Нечаев, Б.М. Теплов, Г.И. Челпанов, ГА. Фортунатов и другие. Исследователи рассматривали данную область как важное направление деятельности психологов в системе общего среднего образования.

Уроки психологии — это особые занятия, на которых ученик не должен овладевать неоспоримыми знаниями, он добывает их, применяет к себе, так или иначе принимает и использует во взаимодействии с миром. Перед педагогом — психологом встает задача выбора особых эффективных методов преподавания психологии. Эти методы должны быть направлены на раскрытие внутреннего потенциала ученика, на реализацию его потребностей самораскрытия, самореализации.

Использования арт-терапевтических методов в контексте образования является новым направлением, как для педагогов, так и для психологов. Разработаны подходы, в которых арт-терапевтические методы и технологии позволяют по — иному увидеть процесс формирования целостной личности: личность рассматривается как творец самое себя, как самостоятельный механизм познания внутренних противоречий и взаимосвязей, а также как двигатель, ведущий развитие вперед (В, Л. Кокоренко, И. С. Соколова, А. Д. Лебедева, А.В. Гришина).

Актуальность выбранной нами темы обусловлена тем, что направление внедрения арт-терапевтических методов в образовательный процесс является прогрессивным и интенсивно развивающимся.

Цель исследования — изучение эффективности применения методов арт-терапии в обучении основам психологических знаний учеников среднего звена.

Нами были использованы следующие методы: анализ научной литературы по проблеме, анкетирование, тестирование, изучение и анализ продуктов деятельности учащихся (рисунки), эксперимент (констатирующий, обучающий, контрольный).

Исследование проведено на базе МОУ СОШ №80. В нем принимали участие ученики 6В, 7Г классов, всего 29 человек.

Основной целью констатирующего этапа явилось исследование индивидуальных различий учеников, а также полимодальности их восприятия.

На данном этапе мы установили, что поведенческие характеристики учеников экспериментальной группы находятся на уровне развития ниже среднего. А преобладающей модальностью восприятия является зрительная. Перед нами стояла задача — развить познавательные, мотивационные, лидерские и творческие качества учеников на уроках психологии, а также развить все модальности восприятия учеников.

В рамках нашего исследования нам было важно выявить уровень выраженности таких поведенческих характеристик у детей экспериментальной группы, как мотивационная, познавательная, лидерская, творческая. Для этого мы провели методику «Шкалы для рейтинга поведенческих характеристик (по Дж. Рензулли и соавт., 1979)». Данная методика позволяет педагогу самостоятельно оценить степень выраженности той или иной поведенческой характеристики учеников.

Результаты исследования представлены в таблице 1.

результаты исследования

Результаты были оценены по уровням: 15-20% — низкий; 20-40% — ниже среднего; 40-60% — средний; 60-80% — выше среднего; 80-100% высокий.

Таким образом, по результатам проведенной диагностики, можно сказать, что для исследуемой нами группы характерны следующие показатели: выраженность мотивационных и лидерских качеств находятся на низком уровне развития, а познавательные и творческие на уровне ниже среднего. Это свидетельствует о том, что необходимо развивать творческие, мотивационные, познавательные и лидерские качества подростков, как приоритетные для данного возраста.

Далее мы исследовали индивидуальность модальности восприятия каждого ученика. Для этого мы методику использовали Т. Н. Бандурка [4] для определения полимодальности восприятия (ОПМВ), адаптированную С.Н. Ощепковой для детей 6—11 лет. Данная методика позволяет нам выявить основной канал восприятия каждого ребенка (кинестетический, гаптический, висцеральный, вкусовой, обонятельный, слуховой, зрительный). Результаты представлены в таблице 2.

индивидуальность модальности восприятия

Результаты диагностики показали, что наиболее распространенной является визуальная модальность восприятия детей экспериментальной группы. Школьное обучение строится на преобладающем визуальном канале восприятия, так используются наглядные материалы, ученики изучают материал по учебникам, читая нужные книги. Однако д ля гармоничного развития личности необходимо, чтобы были развиты все модальности восприятия.

Таким образом, мы выявили предпосылки использования методов арт-терапии на уроках психологии: развитие креативности, как способа познания мира и самовыражения, развитие поведенческих характеристик личности подростков, которые способствуют развитию самопознания — мотивационный, развитие способностей к лидерству в групповой работе.

Нами была составлена экспериментальная программа уроков психологии для учеников среднего звена школы.

Цель программы: повысить уровень психологической компетентности на уроке психологии с помощью методов арт-терапии.

Задачи программы:

  1. Изучить особенности протекания психических процессов человека;
  2. Развить творческие и познавательные способности подростков;
  3. Актуализировать самопознание школьников на уроках психологии.
  4. Развить способности к рефлексии.

Разработанная нами программа является актуальной в сфере преподавания психологии в школе, так как предполагает передачу психологических знаний о протекании психических процессов, которые необходимы ученикам не только для того, что научится приемам эффективного запоминания, логичности построения своего ответа, но и для осознания себя как индивидуальности, для формирования собственного мировоззрения. Данная программа адекватно отражает потребности подростков в знаниях о себе, способствует развитию самопознания, саморазвития и творческих способностей.

Для достижения поставленных целей в работе нами были использованы следующие методы арт- терапии: изобразительная деятельность, работа с цветом, сочинение историй, вырезание из бумаги фигур, склеивание их, метод «Каракули», коллаж.

После апробации модели уроков психологии мы провели повторную диагностику с целью констатации эффективности разработанной программы.

По методике Дж. Рензулли мы получили следующие результаты, представленные в таблице 3.

общие результаты

Результаты были соотнесены с уровнями развития: творческая характеристика — средний уровень; познавательная — средний уровень; лидерская — средний уровень; мотивационный — ниже среднего. Следовательно, наметилась динамика развития поведенческих характеристик подростков.

Диагностика полимодальности восприятия Т. Н. Бандурка дала нам возможность выявить результаты, представленные в таблице 4.

Диагностика полимодальности восприятия

Данные результаты совпадают с результатами, проведенными перед апробацией программы — преобладающая модальность восприятия — визуальная, однако произошли изменения в уровнях развития кинестетической, гаптической, слуховой модальностях.

Ученикам был задан вопрос: «Понравились ли вам наши занятия?». Все ученики (100%), ответили, что проведенные занятия помогли лучше узнать себя, свои особенности. Особенно ученикам понравилась работа с изобразительными материалами.

Предложенная программа преподавания психологии с помощью методов арт-терапии может явится одним из путей решения проблемы выбора методов в преподавании основ психологических знаний.

Арт-терапия является интересным, познавательным ярким способом самовыражения, который доступен каждому.

Кашина И.B.