Социально-экономическое развитие

Международные интеграции – Европейский союз

Углубление МРТ, интернационализация хозяйства привели к образованию интеграционных группировок. Интеграция – это процесс представляющий собой сближение и объединение национально-государственных экономических систем, на основе устойчивых экономических связей и общих закономерностей развития.

Ведущую роль в процессе международной экономической интеграции играют интересы фирм, стремящихся к выходу за рамки обособленных национальных рынков.

Самой мощной и влиятельной интеграционной группой является Европейский союз.

Современная история образования и развития Европейского союза (ЕС) начинается с 1951 г. В апреле этого года был подписан договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошли шесть стран – Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Это была всего лишь предпосылка созданию западноевропейской интеграции. Реально же она возникла в 1957 г., когда эти же страны подписали договор о создании Европейского сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). В состав сообщества вошли высокоразвитые страны, что определило их высокий экономический рост на протяжении 15 лет.

Своей первой целью ЕЭС поставило решение задачи создания общего рынка товаров, капиталов, услуг рабочей силы стран-участниц. Для этого был создан таможенный союз. Именно таможенный союз лежит в основе создания ЕЭС. В рамках таможенного союза были:

  • ликвидированы торговые ограничения во взаимной торговле стран-участниц;
  • установлен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам;
  • достигнута свобода передвижения капиталов, кредитов, денежных переводов, предоставления услуг;
  • обеспечена свободная миграция рабочей силы и свобода выбора места жительства.

Конкретными целями создания ЕЭС были:

  • постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами;
  • установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;
  • ликвидация ограничений для свободного передвижения «людей, капиталов, услуг»;
  • разработка и проведение общей политики в области транспорта и сельского хозяйства;
  • создание валютного союза;
  • унификация налоговой системы;
  • сближение законодательства;
  • разработка принципов согласования экономической политики.

Процесс развития западноевропейской интеграции можно условно разделить на четыре этапа.

Первый этап (конец 50-х – средина 70-х гг.) считается «Золотым веком» в жизни Сообщества. Он ознаменовался досрочным созданием таможенного союза, сравнительно успешным формированием единого аграрного рынка, вступлением в ЕЭС трех новых стран: Великобритании, Дании и Ирландии.

Второй этап (середина 70-х – середина 80-х гг.) вошел в историю ЕС тем, что удалось принять программу европейского валютного сотрудничества, создать механизм внешнеполитических консультаций. В 70-х и начале 80-х гг. разрыв в уровнях развития между странами ЕС увеличился. С вступлением в ЕС Греции в 1981 г. эта тенденция стала еще более отчетлива, поскольку экономика этой страны находилась на значительно более низком уровне по сравнению с другими участниками ЕС.

Третий этап (вторая половина 80-х – начало 90-х гг.). В 1986 г. к ЕС присоединяются Испания и Португалия. Прежде всего, этот этап связан с принятием Единого Европейского Акта (ЕЕА).

В ЕЕА предусматривается не только высокая степень экономического, сотрудничества, но и согласование внешней политики, и обеспечение безопасности. С принятием ЕЕА усилились интеграционные стран – членов Сообщества в области микро- и макроэкономики, политики и права, науки, регионального развития, социальных отношений.

Четвертый этап (середина 90-х гг. ХХ в. – начало XXI в.). В соответствии с ЕЕА с 1 января 1993 г. было введено свободное передвижение факторов производства внутри границ сообщества. Фактически в рамках сообщества возникло единое экономическое пространство, что означало вступление ЕС в качественно новый этап экономической интеграции. На основании Маастрихтского договора (февраль 1992 г.) с 1 января 1994 г. ЕЭС трансформировалось в Европейский союз с числом стран-участниц, возросшим до 15. В рамках ЕС осуществляется создание единого внутреннего рынка. Провозглашены цели дальнейшего интеграционного сотрудничества. Они включают создание Единого Европейского банка с правами эмиссии единой валюты – евро, образование единого западноевропейского пространства без внутренних границ.

В 90-х гг. в сторону ЕС стала подвигаться и Россия. Отношения между Россией и ЕС можно рассматривать с двух точек зрения. С одной точки зрения можно считать возможным сближение с ЕС. Согласно ст. 237 Римского договора и ст. «О» Маастрихтского договора любая европейская страна может претендовать на членство в ЕС. А с другой точки зрения – присоединение России к ЕС может привести к его «гибели, потере управляемости, растворении».

В ближайшей перспективе вопрос о присоединении России к ЕС не актуален. Гораздо более актуален вопрос о сотрудничестве между Россией и ЕС, договор о котором был подписан в 1994 г. и ратифицирован в конце 1996 г. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) охватывает практически всю торговлю товарами между Россией и ЕС, торговлю услугами, движение капиталов.

В последние годы ЕС превратилась в главного партнера России в международном сотрудничестве. ЕС является серьезным импортером энергетических и сырьевых товаров, составляющих основу современного российского экспорта.

СПС заключено на первоначальный период 10 лет. По условиям СПС предоставляемый сторонам на взаимной основе режим наибольшего благоприятствования полностью соответствует нормам ГАТТ. В соответствии с СПС для товаров ЕС и России устанавливается национальный режим.

Важная роль в развитии торгово-экономических отношений России и ЕС отводится свободе транзита. В соответствии с правилами ГАТТ транзитные товары освобождаются от таможенных пошлин и транзитных сборов, кроме сборов за предоставляемые услуги: по оформлению документов, по разгрузке, складированию.

По СПС отменяются количественные ограничения (квоты) на ввоз в европейские страны российских товаров, за исключением текстиля, стали, ядерных материалов, торговля которыми должна регулироваться отдельными соглашениями.

ЕС рассматривает Россию как важную самостоятельную силу в будущей архитектуре Европы. ЕС обещает способствовать экономическому реформированию России, ее интеграции в мировую экономику, вступлению в ВТО и другие международные экономические организации. По мнению российских специалистов, главным вопросом в экономических взаимоотношениях России и ЕС в ближайшее время станет создание зоны свободной торговли и разработка механизма ее функционирования.