Психология

Модель творческой личности менеджера

Определение модели творческой личности менеджера рассматривается нами с позиции личностно – деятельностного подхода как ведущей стратегии современного образования. Основное значение личностно-деятельностного подхода мы видим в создании условий для выявления и совершенствования творческих возможностей личности, способностей к рефлексии, саморазвитию, самореализации будущего менеджера.

Описывая творческую личность современного менеджера, мы определяем ее как иерархическое личностное образование, представляющее собой совокупность интеллектуальных, мотивационных, эмоционально – волевых и профессионально – ценностных качеств. При этом мы солидарны с Г.С. Никифоровым [5] в том, что мотивация креативных управленцев основана на стремлении к риску, к проверке предела своих возможностей.

В качестве структурных компонентов творческой личности менеджера можно представить: направленность, компетентность, индивидуально – психологические свойства и способности.

Итак, в структуре творческой личности современно менеджера особая роль должна принадлежать направленности, под которой принято понимать совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности независимо от конкретных условий. Основными параметрами направленности являются доминирующие потребности личности, ее склонности, интересы, убеждения, идеалы, мировоззрение. Мы считаем, что направленность, являясь сложным личностным образованием, определяет и актуальное и потенциальное поведение студента, его отношение к себе и окружающим.

В структуре творческой личности менеджера, на наш взгляд, особая роль должна принадлежать управленческой направленности, которая является действующей силой, формирующей основные профессионально – ценностные качества менеджера: интерес и склонность к управленческой деятельности, намерение ей заниматься. Выраженным показателем управленческой направленности являются склонности и намерения, связанные с потребностью индивида в достижении поставленных целей в области избранной профессиональной деятельности, стремлении совершенствовать знания, умения, навыки, связанные с ней.

Особое место, в модели творческой личности менеджера, занимает подструктура компетентности. Как правило, ее связывают с квалификацией специалиста, исчерпывающими знаниями в области той или иной профессиональной деятельности.

По Г.С. Никифорову [5], управленческая деятельность предполагает: методическую управленческую квалификацию (владение технологией управления: техникой принятия решения, планирования и контроля), профессиональную квалификацию (знания в предметной области соответственно характеру деятельности), коммуникативную квалификацию (опыт руководства людьми, опыт в сфере межличностных отношений).

Перечень, предложенный Т.Ю. Базаровым [2], включает в себя двенадцать ключевых областей компетентности менеджера: этичность, коммуникабельность, умение слушать, контактность, командная ориентация, добросовестность, рассудительность, рузультативность, настойчивость, уверенность в себе, преданность организации, деловая ориентация.

Таким образом, под управленческой компетентностью мы понимаем совокупность умений менеджера как субъекта управленческого воздействия, особым образом структурировать научное и практическое знание в целях наилучшего решения задач управления. Исходя из сказанного, можно выделить следующие элементы управленческой компетентности:

  • специальная и профессиональная компетентность в области сформированности знаний и умений, соответствующих характеру деятельности;
  • методическая компетентность в области владения технологией управления: техникой принятия решения, планирования и контроля;
  • социально-психологическая компетентность в сфере межличностных отношений;
  • общекультурная компетентность в области сформированности знаний об обществе, политике, экономике, культуре общения ит.п.

Высокий уровень компетентности обусловлен специфическими особенностями познавательной, эмоционально-волевой сферы, темперамента и характера личности.

Анализируя качества познавательных процессов, отличающие творческого человека от нетворческого, ученые выделяют среди них особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи и воображения. Стоит отметить, что в реальной действительности познавательные процессы функционируют не изолированно друг от друга, а представляют собой сложную взаимодействующую и взаимодетерминированную систему.

Исходя из этого, среди качеств познавательной сферы, характеризующих творческую личность менеджера, можно выделить:

  • беглость и гибкость мышления, легкость генерирования идей, способность рассматривать проблему с разных точек зрения;
  • оригинальность, нестандартность мышления, склонность к необычным, нешаблонным решениям;
  • фантазия, развитое воображение;
  • способность к свертыванию мыслительных операций, высокий уровень абстрагирования;
  • беглость и грамотность речи.

Известно, что различия в умственной сфере во многом зависят от проявления в ней так называемых динамических свойств, совокупность которых именуется темпераментом (Г. Айзенк, Е.А. Климов, В.С. Мерлин, В.М. Русалов и др.). Исследователями неоднократно отмечалось, что различия по темпераменту – это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений. В некоторых видах деятельности ее результат в значительной мере может зависеть от свойств темперамента. Это в полном объеме можно отнести и к управленческой деятельности. Поэтому к числу психических свойств, характеризующих творческую личность менеджера, мы относим активность, высокий темп реакций, лабильность, экстравертированность.

Стоит отметить, что перечисленные свойства являются скорее желательным компонентом, нежели основным показателем творческой индивидуальности. Подобно тому, как индивидуальность личности проявляется в особенностях протекания психических познавательных процессов и психических свойств и особенностях темперамента, она обнаруживается и в чертах характера. По результатам многих исследований, утверждается существование зависимости между успешностью менеджера и ансамблем его характерологических свойств. Так, А.В. Карпов [4] к числу личностных качеств менеджера относит доминантность, уверенность в себе, эмоциональная стабильность, ответственность, независимость, общительность и д.р. Р. Стогдилл пишет о взаимосвязи эффективного руководства с интеллигентностью, надежностью, ответственностью. С точки зрения Р.Л. Кричевского и Г.С. Никифорова [5], креативный менеджер должен обладать склонностью к риску, стрессоустойчивостью, инициативностью, продуктивностью.

Определяя модель творческой личности менеджера в совокупности главных черт его характера, мы сочли возможным выделить следующие:

  • в отношении профессиональной деятельности – инициативность, склонность к риску, предприимчивость, ответственность, любознательность, самостоятельность;
  • в отношении к другим людям – эмпатия, отзывчивость, чуткость, внимательность, тактичность;
  • в отношении к самому себе – чувство собственного достоинства, самокритичность, стремление к саморазвитию, самосовершенствованию;

Благодаря многочисленным исследованиям психологов и педагогов доказано, что решающее влияние на формирование характера оказывает воспитание. Формированию черт характера в процессе воспитания способствует создание соответствующих ситуативных психических состояний. Если определенное психическое состояние возникает достаточно часто, то оно может постепенно закрепиться и стать чертой характера. В этой связи напрашивается вывод – воспитание характера, способствующего развитию творческой личности возможно. При этом, на наш взгляд, ведущая роль принадлежит самовоспитанию, так как в ходе самопознания и саморазвития можно осознать неповторимость, уникальность своего «Я» и найти наилучшие способы ее проявления. В контексте нашего исследования стремление к самопознанию мы рассматриваем как условие и как результат становления творческой личности студента.

Стоит отметить, что профессиональное обучение сопряжено с проблемой формирования разнообразия чувств, связанных с удовлетворением широкого круга потребностей студента. Прежде всего, имеется в виду формирование интеллектуальных чувств, отражающих отношение личности к самому процессу познания, его результативности. Совершенно очевидно, что будущий менеджер не сможет достичь, сколько-нибудь эффективных результатов в учении, а затем и в профессиональном труде, если в мотивах его деятельности не будет доминировать потребность в знании, его непрерывном обновлении.

Не менее важную роль в деятельности менеджера играют нравственные чувства, основным содержанием которых является отношение человека к другому человеку. Из многообразия нравственных чувств, для креативного менеджера наибольшую значимость имеют эмпатия, гуманность и др. Возникая на основе социальных и моральных норм, эти чувства выступают как внутренние побудительные силы, реализующиеся в управленческой деятельности.

Способность руководствоваться при восприятии окружающей действительности понятиями прекрасного, возвышенного, чувством юмора лежит в основе эстетических чувств. Уровень их развитости и содержательности выступает мерой направленности личности и ее социальной зрелости.

Таким образом, становление творческой личности менеджера невозможно, если оно ограничено только рациональным знанием, ибо индивидуальная внутренняя жизнь человека гораздо богаче. И, несмотря на те стандарты и шаблоны, которые общество вносит в образ мыслей и способы поведения, эмоциональные реакции остаются сугубо индивидуальными. В этой связи, ориентируясь на эмоциональные проявления обучающегося, можно развивать его творческий потенциал.

К эмоционально-волевым качествам эффективного менеджера Г.С. Никифоров относит стремление к власти, укрепление позиций независимо от любого начальника, эмоциональная независимость от окружающих.

На наш взгляд, менеджер, как творческая личность не состоится, если у него не определяются такие характеристики воли, как выдержка, целеустремленность, настойчивость, инициативность, решительность, организованность. Таким образом, многие качества человеческой субъективности, проявляющиеся в специфике познавательных и эмоционально-волевых процессов, а также в особенностях характера и темперамента, мы рассматриваем как основу и неотъемлемую часть творческой индивидуальности.

Успешная реализация профессиональных функций менеджера зависит также от наличия у него определенных способностей. Включая в модель творческой личности менеджера способности, мы исходим из следующего. Способности – это те индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого; это только те способности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности; способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков [6]. И чем выше уровень развития способностей, тем выше темп освоения разнообразием способов действий и результативность деятельности, то есть инструментальная «вооруженность» личности [5].

Поскольку человеческие способности многообразны, их принято разделять на общие и специальные. Считается, что общие способности обеспечивают овладение разными видами знаний и умений, которые человек реализует в различных видах деятельности, а специальные – в отдельных ее видах. Соотношение общих и специальных способностей рассматривается в отечественной науке как соотношение общего и особенного. При этом, между общими и специальными способностями имеется как различие, так и единство.

Если иметь в виду личность творческого менеджера, то в ней такое единство выражено максимально. Причем, ведущими общими способностями можно считать «интеллект», «креативность», «активность», «обучаемость».

Идея универсальности интеллекта как общей способности, получила развитие в психометрических моделях (Д. Векслер, Д. Гилфорд, Р. Кеттелл, К. Спирмен, Л. Терстоун, В.Д. Шадриков и др.). Психометрический интеллект выражает присущую определенной культуре норму успеха решения задач, освоенности определенных классов операций. Именно поэтому психометрический интеллект гораздо выше коррелирует с академической успешностью, связанной с освоением культурных, нормативных моделей интеллектуальной деятельности.

Ряд отечественных исследователей определяет интеллект к числу общих способностей, значимо влияющих на успешность управленческой деятельности (А.В. Карпов, Н.Ю. Хрящева, Г.С. Никифоров и д.р.).

Если говорить о креативности, как общей способности, то мы уже отмечали, что суть ее сводится к интеллектуальной активности, которая характеризуется самостоятельностью выбора объекта мышления, выходом за пределы задания, преобразованием задания и стимула. Тем не менее, креативность не тождественна интеллекту. Мы согласны с Г.С. Никифоровым и М.И. Вайберт о том, что высокий уровень интеллекта сам по себе не гарантирует высоких результатов деятельности менеджера, хотя низкий уровень интеллекта снижает результативность менеджера в нестандартных ситуациях и эффективность работы в изменяющихся условиях.

В нашем понимании креативность – это еще и способность к реализации собственной индивидуальности через умения проявлять не стимулируемую извне преобразующую поисковую активность.

Таким образом, производной от интеллекта и креативности является активность, причем двух видов: интеллектуальная, связанная с интеллектом, и «неадаптивная», связанная с креативностью.

В связи с моделированием творческой личности менеджера мы обратились к такой характеристике способностей, как обучаемость.

Б.Г. Ананьев характеризует проблему обучаемости как «восприимчивость к усвоению знания» [1]. Необходимо отметить, что современная теория обучения, наряду с целью повышения качества знаний, ставит и так называемые развивающие цели: переносить знания в измененные ситуации; находить и выделять вспомогательную задачу; овладевать обобщенными приемами решения задач; овладевать эвристическими, алгоэвристическими, методами осуществления интеллектуальных процессов.

Помимо общих способностей значительная роль в овладении конкретными видами деятельности, в том числе и управленческой, отводится специальным способностям. Они достаточно исследованы рядом ученых (Н.А. Аминов, А.В. Карпов, А.Д. Карнышев, Г.С. Никифоров и др.).

Попытку систематизировать управленческие способности предпринял А.В. Карпов [4]. Общая структура управленческих способностей, по Карпову, основана на взаимодополнительном использовании двух критериев – функционально-деятельностного и структурно-психологического и включает в себя три категории качеств, которые являются либо непосредственно управленческими способностями, либо опосредованно реализуют функции способностей (т.е. влияют на успешность управленческой деятельности).

К первой категории автор относит менеджерские характеристики, которые подразделяются на две группы:

  • биографические характеристики (социально-статусные, культурно-образовательные, половозрастные и д.р.);
  • личностные качества (доминантность, уверенность в себе, эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость, ответственность, надежность в выполнении заданий, независимость, общительность и др.).

Вторая категория – собственно управленческие способности подразделяются на две группы:

  • общеуправленческие способности (психологическая избирательность, практический психологический ум, психологический такт);
  • частные управленческие способности (способность к целеполаганию, способность к прогнозированию, способность к планированию, способность к принятию управленческих решений, мотивирующие способности).

Третья категория – способности структурно-психологические, включают в себя две группы:

  • общие способности (интеллект, обучаемость, рефлексивность, активность, саморегуляция, креативность);
  • специальные способности (основные психические процессы и функции, которые приобрели специфику деятельности: социальная перцепция, социальная память в виде профессионального опыта, практическое мышление).

Опираясь на данную точку зрения, в модель творческой личности менеджера мы включаем следующие специальные способности: гностические; коммуникативные; организаторские.

К гностическим способностям можно отнести:

  • умственную подвижность и открытость новым идеям;
  • управленческую интуицию;
  • готовность к импровизации.

Стоит отметить, что суть профессии менеджера состоит, главным образом, в межличностном взаимодействии, в постоянном координировании своих действий с действиями других людей, в умении понимать и познавать и развивать отношения. В этой связи, можно отнести к гностическим такие специальные способности как рефлексия и эмпатия.

Д. Дьюи, рассматривает рефлексию как активный, тщательный и постоянный анализ представлений и убеждений под углом зрения того, что лежит в их основе, и к каким дальнейшим последствиям они могут привести.

Мы считаем, что рефлексивная природа деятельности менеджера определяется умением познавать и развивать не только себя, но и партнерские отношения. Она эффективна в той мере, в какой менеджер способен понимать, быть проницательным, отзывчивым и терпимым. Таким образом, рефлексия тесно связана с эмпатией.

Рассматривая эмпатию, как умение сопереживать и сочувствовать, проявлять уважение и доброжелательность к другим людям, необходимо отметить высокую профессиональную значимость данной способности в структуре личности менеджера. Уровень развития сформированности и наличия эмпатии у будущего менеджера можно рассматривать как один из показателей профессиональной пригодности и подготовленности.

Весьма существенным фактором профессиональной успешности креативного менеджера являются коммуникативные способности и умения.

А.А. Бодалев подчеркивает, что коммуникативные способности человека, направленные на развитие способов поведения в общении, благоприятствуют проявлению на оптимальном уровне творческого потенциала этих людей [3].

Рассматривая коммуникативность в составе креативных проявлений студента – менеджера, представляется важным определить её сущность. По мнению Т.Ю. Базарова [2], профессиональная значимость коммуникации предполагает наличие у менеджера следующих способностей:

  • эффективность взаимодействия с людьми – способность целенаправленно влиять на мнение и поведение других людей, располагая их к себе в процессе общения;
  • гибкость в общении – способность адекватно использовать разнообразные коммуникативные средства в различных ситуациях;
  • способность к ведению переговоров – способность и стремление достигать результата на основе взаимопонимания в процессе непосредственного делового общения.

Среди прочих коммуникативных качеств, особо важных для менеджерской деятельности, можно выделить:

  • способность к кооперации и групповой работе (забота о развитии собственных способностей, ответственное перед самим собой выражение своих идей, интересов и чувств по отношению к окружающему миру, готовность экспериментировать и учиться, общая позитивная установка к групповой работе);
  • поведенческие ориентации при разрешении конфликтных ситуаций;
  • социальная компетентность при реализации своих целей в ситуации конкуренции с партнером по интеракции.

Организаторские способности и умения занимают особое место в структуре творческой личности менеджера. Известно, что любой самый работоспособный менеджер не сможет добиться успеха, если он не умеет правильно организовать и спланировать свою работу, сочетать оперативное руководство производством с работой над перспективными вопросами. Организаторские способности помогают менеджерам создавать и поддерживать в коллективе твердую, сознательную дисциплину, причем, такая форма дисциплины должна создаваться, на наш взгляд, не грубостью и наказаниями, а справедливой требовательностью, умением побуждать людей к деятельности нешаблонной, инновационной, заряжать соей энергией, личным творческим примером. Придерживаясь данной точки зрения, в модель творческой личности менеджера мы определяем следующие организаторские способности и умения:

  • ориентация на конкретный результат деятельности – способность четко представлять результат и стремление удерживать его в процессе работы;
  • руководство группой – способность мобилизовать и использовать ресурсы рабочей группы для достижения результата;
  • требовательность – способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенности ситуации.

Говоря о важности перечисленных способностей, мы имеем в виду, что они являются не самостоятельной, обособленной системой в структуре личности творческого менеджера, а проявляются во всех его психических процессах – в особенностях внимания, восприятия, памяти, мышления, речи, воображения, эмоциональных состояниях и направленности.

Таким образом, в нашем представлении творческая личность менеджера есть интегративное образование, выражающееся в совокупности интеллектуальных, мотивационных, эмоционально – волевых и профессионально – ценностных качеств.

Литература

  1. Ананьев Б.Г. О человеке какобъекте и субъекте воспитания. – М., 1980.
  2. Базаров Т.Ю. Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур. – М., 1995.
  3. Бодалев А.А. О коммуникативном ядре личности // Сов. Педагогика. – 1990. — № 5. – С. 77–81.
  4. Карпов А.В. Психология менеджмента. – М., 1999.
  5. Никифоров Г.С. Психология менеджмента. – С-Пб, 2000.
  6. Теплов Б.М. Способности и одаренность. Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 1982.