Без рубрики

Некоторые аспекты продуктивного обучения иностранным языкам

Современное состояние системы российского образования характеризуется своеобразным кризисом, вызванным радикальными переменами в жизни нашего общества. Причастность России к процессам глобализации, открытость границ государства, интеграция в мировое экономическое и культурное пространство, развитие современных технологий, обеспечивающих доступ к информации и связь с удаленными объектами, вызвали изменения, как в образе жизни россиян, так и в их мироощущении. В своем стремлении соответствовать современным требованиям система образования характеризуется экспериментальным характером и поиском новых подходов к обучению. Формируется набор социально-значимых дисциплин и методик образования, призванных сформировать социально мобильную и социально устойчивую личность постиндустриального и информационного общества.

Ориентация на личность определяет и современную концепцию языкового образования. В области обучения ИЯ главной целью является развитие языковой личности, вторичной языковой личности, способной эффективно осуществлять межкультурное общение во всех его сферах. Личность цель образования, а язык инструмент социально-культурной деятельности. Эта цель, поставленная современными условиями существования, вызвала к жизни новые взгляды на природу языка и на методику его преподавания. Распространенные в России в последние десятилетия коммуникативные подходы в методике преподавания ИЯ обеспечили высокую степень владения языковой формой на всех уровнях языка и речи. Однако новью условия использования языков продемонстрировали и недостатки отечественной системы. Беглость и грамотность в лексико-грамматическом аспекте не гарантирует взаимопонимания и результативной совместной деятельности в процессе реального общения. Проблема состоит в том, что традиционные подходы недостаточно учитывают специфику языка как отражения системы культурных ценностей, на основе которых строятся конкретно-исторические общества и модели поведения. Следовательно, для обеспечения адекватной подготовки выпускников, способных к продуктивному общению, необходимо изменить целенаправленность обучения и дополнить репродуктивную деятельность по овладению ИЯ новыми продуктивными технологиями. Заменить цель формирования и развития навыков и умении, необходимых для преимущественно учебной коммуникации с ориентацией на процесс — т. е образцовую учебную речь на ИЯ, на цель, заключающуюся в подготовке к реальному общению с представителями других культур в бытовой и профессиональной сфере с ориентацией на результат такого общения. Изменение целенаправленности обучения не означает отрицания необходимости формирования умений и навыков, однако, их формирование не самоцель, а средство для проникновения в другую культуру.

Итак, важным аспектом в изменении целенаправленности обучения ИЯ является направленность на формирование вторичной языковой личности, которая характеризуется: совокупностью способностей человека к иноязычному общению на межкультурном уровне и адекватностью взаимодействия с представителями других культур; совокупностью способностей человека к « производству» речевых поступков в условиях аутентичного общения с представителями других культур; способностью и готовностью к самостоятельному и осознанному изучению языка и освоению иноязычной культуры. Данная характеристика вторичной языковой личности подчеркивает активность субъекта в процессе обучения ИЯ, умение субъекта самостоятельно, «через всю жизнь», работать над изучением языка, поддерживать и пополнять свои знания и умения, а так же продуктивный характер процесса обучения. Следовательно, в области обучения ИЯ необходим переход к продуктивным образовательным технологиям, которые ориентированы на самостоятельную учебную деятельность субъекта.

Продуктивные образовательные технологии рождаются в условиях продуктивной образовательной деятельности, которую следует рассматривать как образовательную цель и принцип обучения ИЯ, а так же, как средство продуктивного языкового образования. В процессе самостоятельной работы над языком, продуктивная деятельность изучающего ИЯ направлена на создание личностного образовательного продукта и носит креативный характер, что обеспечивает развитие личностных качеств учащегося как языковой личности, его самореализацию и саморазвитие; основана на учебной компетенции в области изучения языка и культуры, что является необходимым условием продуктивности и творчества.

Приоритет личности учащегося в продуктивных технологиях и, в частности, в самостоятельной работе не только не снижает роль преподавателя, но наоборот делает его задачу более сложной, повышает требования к нему как к организатору равнопартнерского взаимодействия в системе студент — группа преподаватель. Преподаватель, разделяя ответственность за учебный процесс со студентом и группой, определяет задачи и проблемы, которые необходимо решить, преодолевая разрыв между учебным и реальным использованием ИЯ. Он определяет основной круг тематических ситуации самостоятельной работы над … и совершенствованием практического уровня владения ИЯ, выбирает продуктивные технологии обучения для решения поставленных задач и проблем. Задача преподавателя заключается и в том, чтобы создать ситуацию развития, обеспечивающую учащемуся относительную свободу и ответственность в выборе и принятии решений, действий, свободу взаимодействия и сотрудничества с другими субъектами учебной деятельности в решении учебных задач, сочетающуюся с ответственностью за результат. Самое сложное в этом процессе — сформировать у учащегося потребность и культуру автономной продуктивной учебно-познавательной деятельности.

Таким образом, приоритетные потребности самостоятельной работы над изучаемым языком и, соответственно, содержание этой работы, определяются необходимостью и потребностью компенсации разрыва между учебным и реальным использованием ИЯ и дополнительной личностно значимой практикой в продуктивном его использовании с тем, чтобы владение ИЯ не было на уровне «ничейных знаний».

Основной круг ситуаций самостоятельной работы над языком, связанный с поддержанием и совершенствованием практического уровня владения ИЯ и преодолением разрыва между учебным и реальным использованием ИЯ, определяет следующие задачи и проблемы, которыми, прежде всего, должен руководствоваться преподаватель при организации самостоятельной работы студента:

  • лингвистические задачи связаны с такими видами самостоятельной работы, как: подбор накопление языковых средств, например, по признаку синонимичности, составление синонимичных рядов языковых средств, подбор языковых средств для выражения определенного коммуникативного намерения; лингвистическое чтение как толкование языковых средств, используемых автором, с точки зрения характеристики персонажей, раскрытия замысла текста, толкование подтекста; филологическое чтение как комментирование событий, фактов, поведения персонажей, составление глоссария или комментариев к тексту;
  • лингвометодические задачи связаны с организацией языковых средств для их последующего использования и с составлением собственных рабочих справочных записей, словарных или грамматических комментариев, различного рода словников, опорных схем языковых средств (лексических или грамматических);
  • информационно-познавательные задачи связаны с самостоятельной практикой в чтении и аудировании, где на основе заглавия, общего характера текста, общей ситуации чтения обучаемый ставит перед собой задачи на смысловое восприятие устного или письменного текста. Информационно познавательные задачи связаны также с самостоятельной практикой в письменной речи и выполнении различных интегративных задании, которые предполагают создание определенного информационного продукта сочинения, обзора, проекта;
  • конкретно-практические задачи, связанные с созданием учащимся упражнении «для себя» для тренировочной работы над языковыми средствами и дополнительной речевой практики, или упражнений-заданий для работы в группе, например составлением языковых и ролевых игр, вопросников, анкет, смысловых задач.

Реализация поставленных преподавателем задач и проблем в условиях продуктивного образования требует личностно ориентированных технологий, которые реально создают условия для самостоятельного управления познавательным процессом со стороны субъекта и реализации его креативных способностей. К таким технологиям относятся следующие: технология интерактивного обучения, проблемно поисковая технология, игровая технология, сценарно-контекстная технология, проектная технология, рефлексивное обучение. Применительно к самостоятельной работе по изучению ИЯ ведущими технологиями личностно-ориентированного характера являются проблемно-поисковая и метод проектов, где ИЯ выступает в качестве средства образовательной, информационной, конструктивно-творческой деятельности учащегося и, где в процессе создания проекта и одновременно с этим происходит освоение изучаемого языка в различных аспектах его непосредственного использования. Проектная технология в области изучения ИЯ основана на создании учащимся личностного образовательного продукта в аутентичной ситуации образовательной и социально культурной деятельности. В силу этого проектная работа ставит учащегося в ситуацию реального использования ИЯ, способствует осознанию целей и возможностей изучения ИЯ в его собственной деятельности и включает процесс освоения ИЯ в продуктивную творческую деятельность.

В заключении хотелось бы заметить, что сформулированные исходные положения развития продуктивной образовательной деятельности позволят в процессе самостоятельной работы по ИЯ создать ситуацию развития учащегося как языковой личности и обеспечить его самореализацию как изучаюгцего ИЯ. Реализация сформулированных исходных положений предполагает создание инновационной образовательной среды, в которой обеспечивается готовность и способность учащегося к автономному освоению иностранного языка и иноязычной культуры.

В современных условиях процесс обучения иностранным языкам должен не только снабжать обучающихся знаниями и формировать их речевые умения, но оказывать такое воздействие на личность, в результате которого она преобразуется в саморазвивающийся, интеллектуально-познавательный организм, способный справляться с непредвиденными культурно обусловленными ситуациями общения посредством определения или создания уникальных инструментов поиска и практического применения информации.

Щербакова Л.И.

Литература

  1. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. — М.: АРКТИ,
  2. Елизарова Г.А. Культура и обучение иностранным языкам. — СПб.: КАРО, 2005.
  1. Коряковцева Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: Пособие для учителей. — М.:АРКТИ,
  2. Машарова Т. В. Педагогическая технология: личностно ориентированное обучение.М.: Педагогика —Пресс,
  3. Тарева Е. Г. Обучение иностранным языкам в неязыковом вузе на современном этапе. — Иркутск: ИГЛУ, 2003.