Защита информации

Некоторые факты из истории развития государственной тайны в Российской Федерации

Сегодня трудно переоценить роль и значение информации в жизни современного общества. Информация – это важнейший ресурс жизнедеятельности социума, ресурс принятия решений, ресурс управления. Это касается и личной жизни человека, и коммерческой деятельности фирм, и любых других аспектов жизнедеятельности общества и государства. Государственная тайна – ресурс безопасности государства в противоборстве и отстаивании своих интересов на международной арене.

В наши дни государственная тайна есть неотъемлемая часть национальных интересов. Это особая составляющая национальной безопасности государства.

Задачи обеспечения безопасности государства предопределяют необходимость защиты его информационных ресурсов от утечки важной политической, экономической, научно-технической и военной информации. Этим определяется существование института государственной тайны, создающего возможность для государства проводить независимую информационную политику, защищать свои национальные интересы.

История образования защиты государственной тайны уходит вглубь веков. Государственные секреты и охота за ними возникли на заре человеческого общества, когда появились первые государства. Начало в деле правовой защиты государственной тайны и уголовно-карательных мерах за преступления, связанные с разглашением, передачей или утерей важных государственных сведений, различного рода действий, наносящих вред государству, принадлежит Германии. Ее примеру последовали Австро-Венгрия, Франция, Италия и Россия.

В 1871 году в Германии было издано Уложение, предусматривающее наказание в виде каторжных работ за разглашение иностранному правительству планов укреплений и других сведений, сохранность которых было необходимо соблюдать в тайне от враждебных государств. Арестом или денежным штрафом наказывался тот, кто без особого разрешения снимал планы или рисунки укреплений или отдельных крепостных сооружений. В Российской Империи свод законов, изданный в 1832 и 1842 гг., запрещал должностным лицам разглашать государственные тайны под страхом смертной казни или каторги. Изданное Уложение «О наказаниях» предусматривало следующие наказания. Открытие российским подданным какой-либо государственной тайны иностранным подданным, даже не враждебным к России государствам, а также сообщение им планов российских крепостей и других укрепленных сооружений (гаваней, портов, арсеналов) или опубликование этих планов без разрешения правительства влекло за собой наказание в виде заключения в тюрьму или поселения в отдаленнейших местах Сибири. Это один небольшой пример из нормативно-правового акта, регулирующего правоотношения в области защиты государственной тайны.

До социалистической революции серьезных изменений в деле организации защиты государственной тайны не происходило. В стране было слишком много политических, внутригосударственных проблем. Двадцатые-тридцатые годы прошлого века послужили началом становления государственной тайны в молодой Советской республике. В 1920 году НКВД, согласно Постановлению Совета труда и обороны от 18 августа 1920 года было предоставлено исключительное право определять порядок въезда и выезда в отдельные местности. Таким образом, впервые в истории России было введено понятие территории или района особого режима.

В конце 20-х годов прошлого века была проведена унификация состава секретных органов и установлена стандартная номенклатура должностей секретных аппаратов учреждений и организаций. В центральных аппаратах ВСНХ и НКИД, НКТ, НКПС созданы секретные отделы, в остальных наркоматах – секретные части, а в главках, управлениях и отделах – секретные части и секретные отделения соответственно. Службы защиты информации назывались по-разному: секретные части, подотделы секретного делопроизводства, шифровальные отделы.

До 1921 года особо не предпринимались попытки упорядочить обработку и хранение документов, содержащих государственную тайну. Только в изданном Управлением Военно-учебных заведений Западного фронта в 1921 году учебном пособии «Военная тайна» рассматривались не только простейшие методы организации секретного делопроизводства, но и перечень сведений, которые могли являться военной тайной. Автор учебного пособия, бывший офицер военной разведки царской армии Н.Е. Какурин пытался таким образом решить проблему с защитой военной тайны в действующей Красной армии. 13 октября 1921 года Декретом СНК был утвержден Перечень сведений, составляющих тайну и не подлежащих распространению. Сведения делились на две группы: военного и экономического характера. С 6 февраля 1922 года 8 спецотдела при ВЧК стал называться спецотделом при ГПУ – ОГПУ – ГУ ГБ НКВД СССР. Первое отделение этого спецотдела занималось «наблюдением за всеми государственными учреждениями, партийными и общественными организациями по сохранению государственной тайны». Именно спецотдел являлся головной организацией, координирующий все мероприятия по защите государственной тайны. Хотя основной его задачей была разработка руководящих документов, регламентирующих различные аспекты организации защиты государственной тайны.

Первая попытка навести порядок в сфере обработки и хранения секретных документов была предпринята 30 августа 1922 года. Тогда Секретариат ЦК РКП(б) принял постановление «О порядке хранения и движения секретных документов». В этом документе впервые было зафиксировано, что для организации и ведения секретного делопроизводства необходимо создание секретных частей.

В том же году Оргбюро ЦК РКП(б) приняло постановление «О порядке хранения секретных постановлений ЦК РКП(б)». Аналогичный документ был издан и в Красной Армии. Приказ РВСР № 2011 определял порядок обращения с совершенно секретной корреспонденцией. Постановлением Политбюро ЦК РКП(б) в январе 1923 года утверждено создание при ГПУ специального межведомственного бюро по дезинформации (Дезинформбюро) в составе представителей от ГПУ, ЦК РКП(б), ЖИД, РВС, РУ Штаба РККА.

Постановлением СНК 24 апреля 1926 года был утвержден новый открытый «Перечень сведений, являющихся по своему содержанию специально охраняемой государственной тайной». Все сведения были разделены на три группы: сведения военного характера, сведения экономического характера и сведения иного характера. Кроме этого было введено три категории секретности. Согласно Перечню указанным в нем сведениям был присвоен один из трех грифов секретности: совершенно секретно, секретно и не подлежит оглашению.

Через два месяца, спецотдел при ОГПУ издал секретный «Перечень вопросов секретной, совершенно секретной и не подлежащей оглашению переписки». По сути, это была новая редакция перечня от 24 апреля 1926 года. Советской республике пришлось разработать и создать эффективную систему защиты государственной тайны, которая в модифицированном состоянии продолжает существовать и в наши дни. Ее основные принципы и структура были сформированы в 20–30 годы прошлого века. В дальнейшем только редактировались руководящие документы и менялись названия органов защиты информации. Наиболее эффективно централизованная система защиты государственной тайны работала в 60–80 годы ХХ века. Настолько эффективны и оптимальны были принципы, заложенные еще в 20 годы прошлого столетия.

В Советском Союзе имела место административно-правовая система защиты государственной тайны. При этом существовало фактически две системы тайны – государственная и партийная. Демократические перемены в стране настоятельно потребовали перемены всей системы отнесения сведений к государственной тайне и ее законодательного регулирования. В условиях радикальных изменений в политическом и экономическом устройстве Российской Федерации ранее разработанные механизмы защиты государственной тайны перестали соответствовать новым условиям и в значительной степени утратили свою эффективность.

Декларация прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации от 22 ноября 1991 года гласит: «Каждый человек имеет право искать, получать и свободно распространять информацию, ограничения этого права могут устанавливаться Законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности» (ст. 13.2).

На сегодняшний день институт государственной тайны регламентируется федеральным законом «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-1. По сути, это главный нормативно-правовой документ, регулирующий правоотношения в области обеспечения защиты государственной тайны от несанкционированного распространения. К разряду государственной тайны могут относиться только те сведения, разглашение которых чрезвычайно опасно для государства, общества и личности. Они и составляют настоящую государственную тайну, а не просто гриф в правом верхнем углу документа.

Законодательство должно стать выверенным, однозначным, несложным. Сегодня система защиты государственной тайны должна быть построена так, чтобы она не стала достоянием ни внешних противников РФ, ни враждебных элементов внутри государства. В сфере уголовно-правового регулирования должна оказаться вся «цепочка» незаконных действий с государственной тайной (добывание, собирание, хранение, передача, разглашение, продажа, коммерческое или иное использование сведений, составляющих государственную тайну) в их наиболее общественно опасной форме. Система уголовно-правовой защиты государственной тайны должна строго разграничивать ответственность за преступления в зависимости от трех условий:

1) насколько высока опасность разглашения государственной тайны для общества и личности;

2) законно или незаконно субъект получил доступ к государственной тайне;

3) умышленно или неумышленно он совершил преступление.

Таким образом, только с переходом к демократическим основам, государство открыто, на законодательном уровне четко определило какую информацию необходимо относить к государственной тайне, как ее защищать и какая мера ответственности может наступить для гражданина, нарушившего правовые нормы ее защиты.

 А.П. Томшин, Н.И. Глухов

Литература

  1. Декларация прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации, от 22.11.1991 г.
  2. Ефремов А. «Понятия и виды конфиденциальной информации» 2002.
  3. Перечень вопросов секретной, совершенно секретной и не подлежащий оглашению переписки от 22.06.1926 г.
  4. Перечень сведений, составляющих тайну и не подлежащих распространению от 13.10.1921 г.
  5. Постановление «О порядке хранения и движения секретных документов» 30.08.1922.
  6. Постановление «О порядке хранения секретных постановлений ЦК РКП(б)» 1922.
  7. Постановление 24.04.1926 «Перечень сведений, являющихся по своему содержанию специально охраняемой государственной тайной».
  8. Приказ РВСР № 2011.
  9. Столяров Н.В. «История становления организации защиты государственной тайны в России», 2003.
  10. Соборное Уложение (1832–1842).
  11. Устинков А.В. «Государственная тайна как функция государства по отношению к обществу и личности», журнал «Право и безопасность». – 2004. – № 1.
  12. Федеральный Закон «О государственной тайне» № 5485-1 от 21.07.1993.
  13. Федеральный Закон «О коммерческой тайне» № 98-ФЗ от 29.07.2004.
  14. Федеральный Закон «Об информации, информатизации и защите информации» № 15-ФЗ от 10.01.2003.