Защита информации

Некоторые особенности отнесения сведений к государственной тайне

Существование государственной тайны невозможно без государства также как и государства без государственной тайны. Любое государство всегда стремится сохранить свои секреты, и хорошо защищённая государственная тайна –  это один из важнейших показателей стабильности в военной, экономической, внешнеполитической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и других сферах деятельности государства.

Государственная тайна – сведения, охраняемые государством, разглашение которых может оказать отрицательное воздействие на качественное состояние военно-экономического потенциала страны или повлечь другие тяжкие последствия для её обороноспособности, государственной безопасности, экономических и политических интересов.

В Российской Федерации существует Закон «О Государственной тайне», который регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Государственную тайну составляют следующие сведения:

1) сведения в военной области;

2) сведения в области экономики, науки и техники;

3) сведения в области внешней политики и экономики;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Отнесение сведений к государственной тайне

Основными принципами, которыми необходимо руководствоваться при отнесении сведений к государственной тайне, являются принципы законности, обоснованности и своевременности:

  • Принцип законности – статьи 5 и 7 Закона РФ (о Государственной тайне), выделяющие из всего информационного пространства с одной стороны область государственных интересов по обеспечению безопасности Российской Федерации (статья 5), а с другой – область интересов общества и его граждан, информация, которая не подлежит засекречиванию (статья 7). Именно при соблюдении принципа законности засекречивания и достигается баланс интересов граждан, общества и государства.
  • Принцип обоснованности засекречивания позволяет из всей области сведений, засекречивание которых законно, выбрать только те, засекречивание которых ещё и целесообразно по экономическим и иным причинам. Реализация этого принципа позволит разработать методику отнесения сведений к соответствующей степени секретности, положив её в основу экономические и иные критерии экспертной оценки.
  • Принцип своевременности засекречивания позволяет реализовать процедуру предварительного засекречивания сведений и их носителей, априорно осуществлять защиту сведений в процессе их производства и разработки.

Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны. Носители сведений, составляющих государственную тайну, рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании.

Степени секретности и реквизиты

Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

На все носители, содержащие сведения, отнесённые к государственной тайне, наносятся определённые реквизиты.

Сведения, не подлежащие засекречиванию:

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, а также о состоянии преступности;
  • о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

Органы защиты государственной тайны:

  • межведомственная комиссия по защите государственной тайны;
  • органы федеральной исполнительной власти, служба внешней разведки Российской Федерации, федеральная служба по техническому и экспертному контролю;
  • органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Помимо этого, существует ещё ряд органов. Необходимо уточнить, что численный состав подразделений не устанавливается, он зависит от объёма осуществляемых работ по защите государственной тайны.

Допуск к информации, составляющей государственную тайну

Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным.

Допуск к государственной тайне предусматривает:

  • принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;
  • письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;
  • определение видов, размеров и порядка предоставления льгот;
  • ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;
  • принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.
  • должностное лицо или гражданин, имеющий доступ к сведениям составляющих государственную тайну, также может ограничиваться в ряде своих конституционных прав и свобод.

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо.

Основания для отказа в допуске к государственной тайне

  • признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или особо опасным рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;
  • выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
  • постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

Подводя черту, необходимо отметить, что система организационной защиты государственной тайны в России является одной из самых совершенных в мире. Но, как и в каждой системе, в ней есть свои недостатки, и одним из них является огромный перечень сведений отнесённых к государственной тайне, и если следовать этому перечню, например, по отношению к Вооружённым силам, то секретным там является абсолютно всё.

Также большое количество секретной информации ведёт к увеличению штата сотрудников государственных органов, занимающихся защитой государственной тайны, в связи с этим увеличиваются расходы на хранение и защиту данной информации.

В заключение хочу сказать, что для того ,чтобы допущенные к государственной тайне сотрудники уважали её и хранили, необходимо несколько условий. Во-первых, засекречиваться должны только те сведения, которые могут быть отнесены к государственной тайне в соответствии с Конституцией и законом. Во-вторых, тайна не должна быть размытой и безразмерной. В противном случае защитить её будет невозможно.

Е.С. Донской

Литература

  1. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О Государственной тайне» (с посл. изменениями от 22 августа 2004 г. № 122 ФЗ).
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации по состоянию на 1 марта 2005. – № 63–ФЗ.
  3. Войтович Н.А. с соавт. Государственная тайна в Российской Федерации. – СПб., 1999.
  4. Глухов Н.И. Учебно-методическое пособие. – Иркутск, 2005.
  5. Российский энциклопедический словарь.