Защита информации

Некоторые проблемы отнесения информации к коммерческой тайне

Коммерческая тайна – конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Правовой институт коммерческой тайны является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики. В процессе осуществления предпринимательской деятельности накапливается большое количество разнообразной информации, имеющей большое значение для успешного развития бизнеса. Естественно, лицо, обладающее такого рода информацией, стремится сохранить эту информацию за собой, предотвратить ее получение третьими лицами, поскольку во многих случаях такое получение может иметь просто катастрофические последствия для бизнеса.

С правовой точки зрения коммерческая тайна предприятия представляет собой средство защиты против недобросовестной конкуренции в рамках реализации права на интеллектуальную собственность – интеллектуальный продукт. Под интеллектуальным продуктом следует понимать результат творческого труда, выраженный в информационном виде и имеющий потребительскую ценность. С одной стороны, это товар, обращение с которым подчиняется законам товарно-денежных отношений, с другой – информация о способах действий и действиях, обеспечивающих коммерческий успех. Поэтому интеллектуальные продукты подразделяются на две группы:

  • первая – результаты творческой деятельности в сфере науки и производства (открытия, изобретения, рационализаторские предложения, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, экспертные системы, секреты производства, «ноу-хау»);
  • вторая – результаты творческой деятельности в области коммерции и предпринимательства (торговые секреты, товарные знаки, фирменные наименования, знаки обслуживания и др.).

Систему российского законодательства, регулирующего отношения, связанные с коммерческой тайной, образуют правовые нормы различных отраслей права: конституционного, гражданского, уголовного, административного.

Основополагающие нормы содержит Конституция РФ. Так, статья 34 Конституции гарантирует право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности, статья 44 гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. В соответствии со ст. 29 Конституции «… каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». В соответствии со ст. 45, «… каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».

Центральное место среди источников правового регулирования отношений, связанных с коммерческой тайной, занимает Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ). Статья 139 пункт 1 ГК РФ содержит определение коммерческой тайны.

Большое значение имеет Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 года (далее – Закон об информации), который содержит определения информации, документированной информации, конфиденциальной информации. Ряд законодательных актов предусматривает ответственность государственных служащих и органов за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну: Налоговый кодекс РФ, Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции» от 24 июня 1993 года.

Сюда же входит и ряд подзаконных актов. Например, Указ Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» № 188 от 6 марта 1997 года, а также «Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну» статья 5 закона «О Коммерческой тайне».

Проект части III ГК РФ также касается коммерческой тайны: статья 1113 «Объекты исключительных прав» раздела V «Исключительные права (интеллектуальная собственность) проекта относит к объектам интеллектуальной собственности «охраняемые от разглашения не общедоступные сведения (информацию)».

Экономический эффект от засекречивания информации может выразиться как в получении реальной прибыли, так и в предотвращении возможного ущерба предприятию. Сопоставление оценок отрицательных последствий засекречивания рассматриваемых сведений с возможным ущербом при их открытом использовании, анализ возможностей предприятия по обеспечению необходимых защитных мер позволит определить экономическую или иную целесообразность отнесения тех или иных сведений к коммерческой тайне. Любые меры по защите информации должны быть экономически обоснованы. Конфиденциальность (секретность) не должна стоить дороже той информации, которая защищается.

Со временем информация стареет, ценность ее уменьшается, а суммарные затраты на защиту растут. Чем выше требования к уровню защиты, тем дороже обходится их обеспечение.

Цифры говорят о постоянном увеличении экономических преступлений, связанных с незаконным получением и оборотом информации, имеющей большую ценность для бизнеса.

Многие предприятия как никогда озабочены проблемами сохранности конфиденциальной информации, ноу-хау и секретов производства. Некоторые предпринимали попытки защитить свои «информационные интересы» через суд. Но из-за недостаточности нормативной базы далеко не все они увенчались успехом. Поэтому Федеральный закон «О коммерческой тайне» ждали с нетерпением и возлагали на него большие надежды. Закон вступил в силу – это главное.

С.А. Самохвалов