Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.
Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Виды угроз информационной безопасности РФ
По своей общей направленности угрозы информационной безопасности РФ подразделяются на следующие виды:
— угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России;
— угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации;
— угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;
— угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
Отставание отечественных информационных технологий вынуждает федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при создании информационных систем идти по пути закупок импортной техники и привлечения иностранных фирм, из-за чего повышается вероятность несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и возрастает зависимость России от иностранных производителей компьютерной и телекоммуникационной техники, а также программного обеспечения.
В связи с интенсивным внедрением зарубежных информационных технологий в сферы деятельности личности, общества и государства, а также с широким применением открытых информационно-телекоммуникационных систем, интеграцией отечественных информационных систем и международных информационных систем возросли угрозы применения «информационного оружия» против информационной инфраструктуры России. Работы по адекватному комплексному противодействию этим угрозам ведутся при недостаточной координации и слабом бюджетном финансировании. Недостаточное внимание уделяется развитию средств космической разведки и радиоэлектронной борьбы.
Формирование новой российской государственности на основе демократичности, законности и открытости в условиях кризисных процессов, как на внешнеполитической арене, так и внутри страны, привело к некоторым недостаткам в развитии отечественной информационной инфраструктуры и информационных ресурсов.
- Активное проникновение иностранного капитала в информационную инфраструктуру России на фоне резкого сокращения государственного контроля над этой сферой.
- Слабая проработанность правовых норм, регулирующих границы информационной открытости российского общества.
- Отсутствие кодекса этических норм, ограничивающих деятельность СМИ и падение общего профессионального уровня.
- Размывание ценностно-мировоззренческих ориентиров, что ведет к общему духовному кризису российского общества.
- Разрушение старых информационных связей на территории бывшего Советского Союза и очень медленное складывание новых связей, обусловленное политическими, экономическими и социальными причинами, ставит под угрозу целостность информационного пространства РФ, что угрожает территориальной целостности государства.
- Бессилие отечественной инфраструктуры противостоять свободному потоку информации, с которым Россия сталкивается на международном поле глобального информационного пространства, в результате чего за рубежом формируется негативный образ России как нищего, бандитского государства.
- Критическое состояние отечественных отраслей промышленности, производящих информационные технологии, средства защиты информации и т.д., следовательно, полная зависимость от зарубежных поставщиков.
Россия не готова к серьезной геополитической конкуренции и не может рассчитывать на положение ведущей мировой державы. Дальнейшее пренебрежение проблемами информационной безопасности приведет РФ к положению стран «третьего мира», превратит в «сырьевой» придаток Запада.
А.В. Чунаев