Защита информации

Некоторые проблемы защиты коммерческой тайны на предприятии

Предпринимательская (коммерческая) деятельность тесно взаимосвязана с получением, накоплением, хранением, обработкой и использованием разнообразных информационных потоков. Законодательство, регламентирующее предпринимательскую деятельность, предусматривает, что владельцами (собственниками) предпринимательской информации как интеллектуальной собственности могут быть граждане России, граждане иностранных государств, лица без гражданства, а также объединения граждан – коллективных предпринимателей.

Коммерческая тайна – сведения о предприятии, известные ограниченному кругу лиц, в сохранении которых есть оправданный экономический интерес и наличествует воля владельца тайны к сохранению секретности. Точное определение термина коммерческая тайна дано в ст. 3, п. 1 закона «О коммерческой тайне».

Свободный доступ к сведениям означает отсутствие мер, направленных на охрану и защиту информации от попыток ознакомления с нею третьих лиц. В свободном доступе находятся общие справочные сведения о предприятии – реквизиты, история создания, основные направления деятельности предприятия в той части, в которой они не защищены положением о коммерческой тайне. В ряде случаев в свободном доступе находятся сообщения пресс-службы или иного подразделения, адресованные средствам массовой информации, которые могут касаться различных вопросов деятельности предприятия.

Клиентура предприятия – главный источник его дохода. Любая информация о ней должна проходить проверку, прежде чем доступ к ней смогут получить посторонние лица. Сведения об используемом предприятием сырье, материалах и аксессуарах также необходимо трезво оценивать на предмет существования к ним интереса со стороны конкурентов и прочих лиц, не относящихся напрямую к предприятию.

Эффективность работы всего предприятия напрямую зависит от того, в какой степени рационально администрация осуществляет оперативное руководство и управление предприятием. Данные принципы и способы являются объектом коммерческой тайны, который наиболее сильно подвержен утечке в виде концентрированных сведений к конкурентам или контрагентам.

В сферу деятельности службы безопасности входит и непосредственная защита коммерческой информации от несанкционированного доступа – ее методы и способы в свою очередь должны быть неизвестны широкому кругу работников и третьих лиц для того, чтобы не позволить предотвратить осуществление должностного контроля со стороны СБ.

Информация делится на закрытую, для служебного пользования, информацию с ограниченным доступом, информацию для свободного пользования.

Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

Для руководителей и специалистов по защите КТ проблема дифференциации качества товаров относительно товаров конкурентов обязательно должна найти отражение в мероприятиях по защите информации. На стадии разработки товара определенную ценность как раз и будут представлять сведения (информация) о его свойствах, обеспечивающих существенное отличие от уже имеющихся на рынке изделий. Это наиболее ценные сведения предприятия (фирмы), составляющие коммерческую тайну.

Ощутимый экономический ущерб может нанести разглашение КТ на этапе испытания разработанного товара рынком. Необходимо обеспечить защиту таких сведений, которые облегчили бы принятие конкурентами соответствующих контрмер. Как правило, охране на этой стадии подлежит торговая марка продукта, название фирмы, проводящей испытания, результаты испытаний, время вывода продукта в серийное производство и т.п.

Прибыль на предприятии в значительной мере зависит от производственных и рыночных факторов. Поэтому большой блок защищаемой информации отражает специфику взаимодействия изготовителя (поставщика) и потребителя (заказчика).

Действующий в настоящее время закон № 98-ФЗ от 29.07.04 года «О коммерческой тайне» устанавливает перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.

При отнесении сведений к коммерческой тайне руководствуются экономической целесообразностью, так как ограничение на пользование информацией может существенно мешать эффективному функционированию предприятия. Требуется в первую очередь защищать ценную информацию, утечка которой способна принести ущерб, превышающий затраты на ее защиту.