Дипломная работа по психологии

Неполная семья как неблагоприятный фактор, влияющий на развитие личности ребенка

Тема работы: Неполная семья как неблагоприятный фактор, влияющий на развитие личности ребенка

Страницы: 96

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Проблема неполной семьи в психолого-педагогической литературе.6
1.1 Характеристика неполной семьи как следствия развода родителей………6
1.2. Неполная семья как неблагоприятный фактор, влияющий на развитие личности ребенка…………………………………………………………………11
1.3. Влияние развода родителей на личностные особенности подростка……18
1.4. Выводы………………………………………………………………………28

Глава 2. Изучение личностных особенностей подростков из полных и неполных разведенных семей…………………………………………………..30
2.1. База и методы исследования……………………………………………….30
2.2. Анализ результатов исследования………………………………………35
2.3. Выводы………………………………………………………………….……42

Глава 3. Программа психологической помощи подросткам из неполной разведенной семьи………………………………………………………………44
3.1. Цели и задачи программы…………………………………….……………44
3.2. Структура программы…………………………………….….……………..45
3.3. Рекомендации родителям подростков из неполных
разведенных семей…….……………………………………………….……….47
3.4. Выводы…………………………………………………………….………..48
Заключение………………………………………………………….……………49
Список литературы………………………………………………….…………..52
Приложение…….……………………………………………………….……….57

Введение
Актуальность темы. Известно, что неполная разведенная семья, может в ряде случаев неблагоприятно влиять на развитие личности ребенка. Семья, находящаяся в ситуации развода может рассматриваться как фак¬тор, усиливающий потенциальные личностные рас¬стройства ребенка и являться причиной формирования повы¬шенной уязвимостью ребенка к отдельным психотравмирующим воздей¬ствиям. Жизнь в неполной разведенной семье, по мнению специа¬листов, приводит к тому, что ребенок получает психологиче¬скую травму из-за того, что родители по какой-то причине не смогли или не захотели жить вместе.
Подростковый возраст является периодом формирования большинства личностных качеств, без знания и учета которых трудно бывает решать семейные проблемы, роль которых в развитии личности подростков чрезвычайно велика. Следует признать, что родители нередко имеют весьма неточное представление об особенностях личности своего сына или дочери, следствием чего бывает неправильное к ним отношение, неадекватные требования, а отсюда взаимное непонимание и конфликты.
Определение особенностей личности подростков, перенесших развод родителей, может способствовать успеху семейной терапии, психологической коррекции внутрисемейных отношений. Все выше изложенное и определило выбор темы дипломного исследования.
Цель – изучить личностные особенности подростков, перенесших развод родителей и определить возможные пути психологической помощи по средствам коррекционной программы.
Объект – личность подростка.
Предмет – личностные особенности подростков из полных и неполных разведенных семей.
Гипотеза исследования. При проведении исследования мы предположили, что подростки из полных семей отличаются личностными особенностями от подростков из неполных разведенных семей. При этом нами было принят ряд допущений о том, что:
— у подростков из полных семей будет выражен экстрапунитивный тип личности;
— у подростков из неполных разведенных семей выражен интропунитивный тип личности;
— подростки из полных и неполных разведенных семей различаются акцентуациями личности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме неполных разведенных семей и их влияния на формирование личности ребенка.
2. Сравнительный анализ личностных особенностей подростков из полных и неполных разведенных семей.
3. Разработка программы психологической помощи подросткам, перенесшим развод родителей.
Методологической основой исследования являются работы Т. Агарина (1998); И.В. Борисовой (1995, 1996); Д.О. Видра (2000); К.Е. Пикхарда (1998); Г.Фигдора (1995). Технологии психологической работы с неполными семьями рассмотрены такими авторами, как Е. Зачепило, Т.С. Зубкова, М.А. Костенко, С.Г. Мальцев, Э.А. Немкина, Т.Б. Масалкина М.О.Тенсина и др.
База и этапы исследования. Исследования проводились на базе МОУ СОШ № 47 и МОУ СОШ № 22 города Иркутска. Было исследовано 40 подростков. Возрастной диапазон от 12 до 15 лет. Из них 20 – подростки из полных семей и 20 – подростки из неполных разведенных семей.
На первом этапе был проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. На втором этапе проводился первичный диагностический срез, изучались личностные особенности подростков. На третьем этапе была разработана и апробирована коррекционная программа; систематизировались и обобщались результаты исследования.
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась использованием апробированных в отечественной психологии методов исследования, комплексным применением валидных и надежных методик, взаимопроверкой результатов. Статистически достоверные различия между выборками испытуемых осуществлялись с помощью U — критерия Манна-Уитни.
Методы исследования. На разных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовался широкий набор методов: теоретический анализ литературных источников, наблюдение, беседа. Тестирование осуществлялось с помощью методики А.Е. Личко «ПДО», теста фрустрационной толерантности С. Розенцвейга, методики «Рисунок семьи» В. Н. Павлова.
Практическая значимость исследования заключается в том, что получен¬ные результаты, выводы и научно-методические рекомендации могут быть использованы педагогами, учителями и родителями для коррекции пси¬хики детей, переживших развод родителей.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав и списка использованной литературы. Общий объем работы – 83 страницы.