Проблемы преступности несовершеннолетних в начале нового тысячелетия являются актуальными не только для российского государства, но и для мирового сообщества в целом. Это обусловлено, на наш взгляд, не только процессами глобализации, происходящими в экономической, социальной, политической сферах современного общества, но и стремлением государств к обеспечению в условиях мира, свободы, достоинства и безопасности правовой защиты нового поколения.
Основу правового регулирования уголовной ответственности несовершеннолетних в Российской Федерации создают, прежде всего, нормы национального уголовного законодательства. Однако особое значение в рассматриваемом аспекте играют международно-правовые акты, являющиеся правовой базой для обеспечения международных стандартов применения уголовно-правовых мер цивилизованными государствами в отношении данной категории лиц. Основными источниками в данной области международного права являются Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.), Конвенция о правах ребенка (1989 г.) и другие международные документы.
В последние десятилетия прошлого века Генеральной Ассамблеей ООН были приняты международные документы, устанавливающие и подробно регламентирующие правила применения уголовно-правовых мер в отношении несовершеннолетних – это Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) 1985 г. и Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990 г.
В указанных документах подчеркивается, во-первых, необходимость предупреждения детской преступности и борьбы с ней; во-вторых, акцентируется внимание государств на необходимости соответствия национального законодательства «духу Правил»; в третьих, государствам предлагается сотрудничество в вопросах разработки стратегии обращения с различными категориями молодых правонарушителей, совершающих серьезные и неоднократные правонарушения.
Согласно Правилам ООН, касающимся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, одной из основных целей системы правосудия является защита их прав и безопасности и содействие их хорошему физическому и умственному состоянию; заключение несовершеннолетнего в исправительное учреждение должно применяться в качестве крайней меры и в течение минимально необходимого периода времени.
Однако в российской практике применения уголовного наказания к данной категории лиц лишение свободы является самым распространенным. Анализ действующей системы наказаний, предусмотренных ст. 88 УК РФ, позволяет констатировать, что суд имеет ограниченные возможности выбора. Такие виды наказаний, как арест и обязательные работы в настоящее время не применяются; штраф и исправительные работы не имеют перспектив для их применения, т.к. штраф несовершеннолетнему может назначаться только при наличии у него самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание; для привлечения к исправительным работам необходимо заинтересовать руководителей предприятий или организаций. Соответственно, большинство подростков, привлеченных к уголовной ответственности, и отбывающих наказание, изолируются от общества на определенный срок. Такая изоляция подростка от обычной социальной среды создает проблему, связанную с отчуждением подростка от общества. Тем самым социализация подростка проходит в системе, где доминируют асоциальные (антисоциальные) установки и ценности, что в последствии провоцирует повторные преступные действия.
Обращаем внимание на зарубежный опыт применения уголовно-правовых мер воздействия по отношению к несовершеннолетним. В цивилизованных зарубежных государствах сегодня создаются условия, при которых подростки-правонарушители при реализации уголовного наказания, тем не менее, не являются отверженными от общества; общественные ценности транслируются им посредством воспитательных мероприятий или, например, религиозных учений. Так, в Англии существует система исправительно-воспитательных центров с кратковременным сроком содержания несовершеннолетних правонарушителей от 3 до 6 месяцев. Во Франции создаются частные места исполнения наказания, принадлежащие благотворительным и религиозным обществам. В Швейцарии практикуется закрытое попечение над несовершеннолетними (не менее 14 дней и не более 4 лет).
Представляется, межгосударственное сотрудничество по решению вопросов правосудия в отношении несовершеннолетних в начале нового тысячелетия могло бы повысить эффективность реализации уголовной ответственности данной категории лиц. Тем более что сегодня существуют международные стандарты применения уголовно-правовых мер к несовершеннолетним, которые соответствуют законодательству большинства цивилизованных государств. Это также могло бы способствовать разработке более эффективной уголовно-правовой политики в отношении несовершеннолетних преступников и решению вопросов общей превенции в нашей стране.
Т.С. Пухарева