Во все времена феномен одарённости притягивал пристальное внимание окружающих. Пришедшая к нам из Библейских времён притча о зарытом в землю таланте подтверждает значимость проблемы взаимоотношений одарённой личности и социума.
Сегодня проблема одарённости стала очень актуальной. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей является одной из приоритетных задач современного общества. Сложность решения этой задачи определяется большим числом часто противоречащих друг другу подходов к этой проблеме. Поэтому была необходима разработка рабочей концепции одарённости, определяющей понятие и признаки этого явления и выступающей в качестве теоретического и методического основания для практической работы.
Один из наиболее известных подходов к определению одарённости был предложен американскими учёнымив 1972г. В российской «Рабочей концепции», разработанной Министерством образования
Российской Федерации, одарённость трактуется как системное качество, характеризующее психику ребёнка в целом. (1)
Нам показалось интересным сравнить различные подходы к определению понятий «одарённый ребёнок», «одарённость», атак же её признаков в американской и российской литературе на примере «Рабочей концепции одарённости» и « Characteristics and Identification of Gifted and Talented Students. «Необходимо отметить, что существуют некоторые отличия научных подходов в отечественной и зарубежной психологии к этой проблеме.
Российская психология стремится к разработке фундаментальной теории одарённости. Одаренность рассматривается как динамическая система, имеющая определённую структуру, развивающаяся во времени. Состав входящих в неё компонентов и связи между ними могут изменяется при сохранении функции. (2)
Одарённость рассматривается как системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одарённый ребёнок- это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. (1) Одарённость у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме, и рассматривается в качестве потенциала последующего психического развития.
В книге Ф. Таттла, Л.Беккера и др. «Основные признаки и идентификация талантливых и одарённых учащихся» нет определения самого понятия одарённости. Но 1 ноября 1978г. Конгрессом США был принят билль, узаконивший определение талантливых и одаренных детей.
«Термин «талантливые и одаренные дети» обозначает детей дошкольного, начального и среднего уровней образования, обладающих явными или потенциальными способностями, которые свидетельствуют о высокой степени их возможностей в таких сферах как интеллектуальная, творческая, академическая одарённость, а также в сфере лидерства и художественных искусств»(4). Это явилось пересмотром первого определения одаренности, предложенного в 1972г. в специальном докладе Государственного Департамента образования, которое выделяло 6 основных видов одарённости и предлагало считать одарённой личность, обладающую выдающимися способностями в одной или нескольких категориях. К ним относились интеллектуальная одаренность, академические (учебные) таланты, творческое и продуктивное мышление, лидерство, искусство и психомоторные навыки, включающие в себя одаренность в ремёслах и спорте. Но приведённый выше список является лишь общим представлением о видах одарённости. Было бы ошибкой, подчеркивают авторы, считать его точным определением при создании конкретных программ обучения для одарённых детей.
Также авторами были рассмотрены несколько вариантов перечней основных признаков одарённой личности, содержащих разнообразные характеристики, и выделены наиболее типичные «индикаторы». Итак, по мнению авторов, одарённая личность
- любознательна
- имеет постоянный, ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям.
- восприимчива к окружающему миру.
- критична по отношению к себе и другим.
- имеет хорошо развитое чувство юмора.
- чувствительна к несправедливости в отношении себя и других.
- не желает принимать поверхностные утверждения и готовые ответы.
- легко усваивает общие принципы.
- часто получает информацию об окружающем мире из средств массовой информации, но имеет своё мнение.
- является лидером в различных областях деятельности.
- устанавливает связи между кажущимися непохожими идеями.
- генерирует множество идей.
Эти основные признаки могут быть поделены на 3 группы: личностные (1-3), межличностные(4-7) и обработка информации (8-12).
Но следует помнить, что конкретный одарённый ребёнок может не обладать всеми признаками, или скрывать свои способности, особенно если они развиваются вне школы. Если же школа подталкивает ребёнка к выражению его природных наклонностей, то некоторые характеристики могут быть выражены особенно ярко.
Российская система признаков одарённости охватывает 2 аспекта поведения одаренного ребёнка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности и описывается такими признаками, как наличие специфических стратегий деятельности (быстрое освоение и успешное выполнение, использование новых способов деятельности и выдвижение новых целей): сформированность индивидуального стиля деятельности; особые типы организации знаний и Laurence A., Sousa, Joan Characteristics and Identification of Gifted and Talented Students. Мотивационный аспект, выражающий отношение ребёнка к действительности и к своей деятельности, может быть описан следующими признаками: повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности, повышенная познавательная потребность, ярко выраженный интерес к определенным видам деятельности, неприятие стандартных решений и готовых ответов, высокая требовательность к результатам собственного труда.
Систематизация видов одарённости определяется критерием, положенным в основу классификации, Выделение видов одарённости по критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» происходит по основным видам деятельности с учётом разных психических сфер. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно- волевой. Таким образом, выделяются следующие виды одарённости:
в практической деятельности — одарённость в ремеслах, спортивную и организационную:
в познавательной деятельности — интеллектуальную одарённость различных видов;
в художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературную, изобразительную, музыкальную одарённость;
в коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одарённость;
в духовно-ценностной деятельности — одарённость, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Этот критерий является основным. Остальные определяют особенные, характерные в данный момент для человека формы проявления одарённости.
Различают актуальную и потенциальную, явную и скрытую, общую и специальную, раннюю и позднюю одарённость.
Сравнивая различные подходы к понятию одарённости, можно отметить, что американцам присуща более прагматичная позиция. В представлении об одарённости как о системе, включающей в себя интеллект, креативность и мотивацию к достижениям, не хватает ещё одного основного компонента — духовности (3). Именно она составляет основу одарённости в российской культуре. Одарённость не просто высокий уровень развития конкретных, прежде всего умственных способностей. Это системное качество, характеризующее психику ребёнка в целом. Именно личность, её система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализован её потенциал. При таком подходе приоритетной становится задача воспитания, а не просто обучения одарённого ребёнка.
В то же время обе концепции сходятся в том, что поведение одарённого ребёнка не обязательно должно соответствовать всем перечисленным признакам одарённости. Их наличие — всего лишь предположение о её существовании. Но если ребёнок обладает хотя бы одним из этих признаков, это должно привлечь внимание специалиста.
Оценка ребёнка как одарённого не должна быть самоцелью. Проблема выявления — это проблема создания условий для интеллектуального и личностного роста детей, чтобы обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одарённости.
Синева Ю.О.
Литература
- Министерство образования Российской Федерации. Федеральная целевая программа «Одарённые дети». Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д., Бабаева Ю.Д. Рабочая концепция одарённости. — 2-е изд., расш. и перераб. — М.,2 — с.
- Большой энциклопедический словарь (БЭС). — М.,
- Овчинников В.Ф. Феномен таланта в русской культуре: Моногр. — Калининград: Янтар. Сказ, 1999. -356с.
- Tuttle,Frederic В., Becker Laurence A., Sousa, Joan Characteristics and Identification of Gifted and Talented Students: Third Edition — National Education Association Washington, D.C. 1998.