Бюджетные отношения Иркутской области направлены на формирование финансовой основы области, как субъекта РФ, посредством образования денежных фондов. Налоговые же поступления являются основным источником формирования доходов бюджета области. А вот кредитные ресурсы представляют собой важнейший источник поступления в бюджет дополнительных доходов.
Таким образом, бюджетное законотворчество области направлено не только на регулирование бюджетных отношений регионального уровня, но и на установление основ бюджетной деятельности муниципальных образований. Существующая законодательная база области включает в себя нормы, регулирующие права и обязанности по отношению к региональным налогам: осуществление правового регулирования налоговых отношений в соответствии с федеральным законодательством; самостоятельное установление, изменение или отмену налогов и сборов, установление порядка распределения региональных налогов и сборов между бюджетом области и бюджетами муниципальных образований.
По отношению к федеральным налогам такими полномочиями являются: право учитывать в доходах бюджета области часть федеральных налогов, передаваемых в качестве регулирующих доходных источников; устанавливать срок уплаты федерального налога и сбора в части сумм, поступающих в бюджет области; устанавливать налоговые льготы по федеральным налогам в пределах сумм, зачисляемых в региональный бюджет. В отношении местных налогов область утверждает нормативы отчислений от регулирующих налогов области, переданных из федерального бюджета в местные бюджеты; передает закрепленные налоги области в местные бюджеты.
В целом, на национальном уровне доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.
Статьей 12 НК РФ (В редакции Федерального закона от 29 июля 2004 года № 95–ФЗ) определено, что в настоящее время в Российской Федерации действуют 10 федеральных налогов и сборов, включая такие как НДС, акцизы, налог на прибыль организации, НДФЛ и т.д., три региональных налога: на имущество организации, на игорный бизнес, а также транспортный налог. К местным относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц. Являясь субъектом РФ, Иркутская область ежегодно принимает областной бюджет, где отражены статьи доходов и расходов, прогнозируемый уровень ВВП. Интерес к расходованию бюджетных средств обусловил использование следующих видов классификаций расходов областного бюджета:
1) ведомственная классификация (расходы по ведомствам Иркутской области);
2) финансирование областных программ («Правопорядок», «Дети -сироты» и т. д.);
3) адресные инвестиционные программы (на ремонт больниц, коммунальное хозяйство и т. д.);
4) поддержка муниципальных образований по различным городам области (дотации субвенции).
Согласно конечной редакции закона «Об областном бюджете на 2005 год», основными статьями расходов Иркутской области стали расходы на социальную политику в размере 14 % от общих расходов, здравоохранение и спорт – 10,7 % национальную экономику – 9,9 %, образование – 8,4 %, существенная доля 42,6 % приходится на межбюджетные трансферты [1].
Анализируя расходы федерального бюджета, можно выделить следующее. Основными расходными статьями федерального бюджета стали: расходы на национальную оборону –17,4 %, общегосударственные вопросы – 15,1 %, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность – 13,1 %. В то время, как на национальную экономику расходы составили 7,9 %, образование – 5,1 %, социальную политику – 5,5 %. Также как и на областном уровне, существенная доля приходится на межбюджетные трансферты – 31,3 % [2].
Кроме того, реформы в сферах бюджетного и налогового законодательства, проведенные в сторону увеличения отчислений в федеральный центр, отрицательно сказываются на финансово-экономическом состоянии области. Общие потери консалидированного бюджета региона в 2005 году составили 1,64 млрд. руб.
Согласно данным, предоставленным финансовым управлением Иркутской области, бюджет Иркутской области 2005 г. исполнен по доходам на 99,9 % от плана.
Главный финансовый документ региона на 2006 г. составлен с дефицитом более чем на два с половиной миллиарда рублей, но по сравнению с первоначальным вариантом, доходная часть увеличилась на миллиард с лишним рублей.
Предложенный вариант бюджета был единогласно принят депутатами, несмотря на то, что, по мнению народных избранников, его трудно назвать бюджетом развития региона. Парламентарии считают, что необходимо увеличивать доходную часть – лучше собирать налоги и привлекать инвестиции, эффективней управлять областной собственностью.
Что касается перспектив формирования бюджета на 2007 год, то процесс его формирования будет осуществляться в единой информационной системе, с помощью новой программы, устанавливаемой Главным финансовым управлением региона (ГФУ). Программа будет работать на базе уже имеющийся инфраструктуры – информационной системы казначейского исполнения, которая в настоящее время установлена и функционирует у всех участников бюджетного процесса Иркутской области. Благодаря используемым технологиям подразделения администрации области и областные государственные учреждения в настоящее время обеспечены информацией, позволяющей проводить мониторинг процесса исполнения бюджета в режиме реального времени. Таким образом, каждый из пользователей программы видит поступления и отчисления денежных средств. Внедрение нового модуля позволит сформировать проект расходов, доходов и источников покрытия дефицита бюджета на год от всех распорядителей бюджетных средств – подразделений администрации области областных государственных учреждений, находящихся в их ведении в автоматизированном режиме. Это позволит сделать процесс создания проекта бюджета прозрачным: можно будет оперативно, до рубля, в том числе и в натуральных показателях увидеть, из чего сложилась та или иная цифра. Также система позволит без труда создать несколько вариантов проектов бюджета, поэкспериментировать с его виртуальной моделью.
Несмотря на финансовые трудности современного этапа, проводимой финансовой политике дается позитивная оценка, в том числе и на международном уровне. Так, в декабре 2005 года, агентство Standard & Poors повысило долгосрочный кредитный рейтинг Иркутской области до уровня В+, что отражает умеренный уровень долга и долгосрочный потенциал экономического роста. Прогноз изменения рейтинга стабильный. Он отражает ожидания Standard & Poors относительно того, что область будет поддерживать или даже улучшит финансовые показатели в результате роста доходов, а долг останется ниже уровня 20–25 % доходов в 2005–2007 гг. Будущие позитивные рейтинговые действия будут зависеть от улучшения уровня ликвидности, разрешения ситуации с накопленной кредиторской задолженностью муниципальных образований, и прогресса с давно ожидаемыми проектами экономического развития. С другой стороны, снижение операционного баланса и быстрый рост долга могут оказать давление на уровне рейтинга.
З.А. Батышева, Н.В. Кретова
ЛИТЕРАТУРА
- Восточно-Сибирская правда. – 10 декабря 2005.
- Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005.