учет и аудит

Областной бюджет как основа финансовой системы Иркутской области

Бюджетные отношения Иркутской области направлены на формирование финансовой основы области, как субъекта РФ, посредством образования денежных фондов. Налоговые же поступления являются основным источником формирования доходов бюджета области. А вот кредитные ресурсы представляют собой важнейший источник поступления в бюджет дополнительных доходов.

Таким образом, бюджетное законотворчество области направлено не только на регулирование бюджетных отношений регионального уровня, но и на установление основ бюджетной деятельности муниципальных образований. Существующая законодательная база области включает в себя нормы, регулирующие права и обязанности по отношению к региональным налогам: осуществление правового регулирования налоговых отношений в соответствии с федеральным законодательством; самостоятельное установление, изменение или отмену налогов и сборов, установление порядка распределения региональных налогов и сборов между бюджетом области и бюджетами муниципальных образований.

По отношению к федеральным налогам такими полномочиями являются: право учитывать в доходах бюджета области часть федеральных налогов, передаваемых в качестве регулирующих доходных источников; устанавливать срок уплаты федерального налога и сбора в части сумм, поступающих в бюджет области; устанавливать налоговые льготы по федеральным налогам в пределах сумм, зачисляемых в региональный бюджет. В отношении местных налогов область утверждает нормативы отчислений от регулирующих налогов области, переданных из федерального бюджета в местные бюджеты; передает закрепленные налоги области в местные бюджеты.

В целом, на национальном уровне доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.

Статьей 12 НК РФ (В редакции Федерального закона от 29 июля 2004 года № 95–ФЗ) определено, что в настоящее время в Российской Федерации действуют 10 федеральных налогов и сборов, включая такие как НДС, акцизы, налог на прибыль организации, НДФЛ и т.д.,  три региональных налога: на имущество организации, на игорный бизнес, а также транспортный налог. К местным относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц. Являясь субъектом РФ, Иркутская область ежегодно принимает областной бюджет, где отражены статьи доходов и расходов, прогнозируемый уровень ВВП. Интерес к расходованию бюджетных средств обусловил использование следующих видов классификаций расходов областного бюджета:

1) ведомственная классификация (расходы по ведомствам Иркутской области);

2) финансирование  областных программ («Правопорядок», «Дети -сироты» и т. д.);

3) адресные инвестиционные программы (на ремонт больниц, коммунальное хозяйство и т. д.);

4) поддержка муниципальных образований по различным городам области (дотации субвенции).

Согласно конечной редакции закона «Об областном бюджете на 2005 год», основными статьями расходов Иркутской области стали расходы на социальную политику в размере 14 % от общих расходов, здравоохранение и спорт – 10,7 % национальную экономику – 9,9 %, образование – 8,4 %, существенная доля 42,6 % приходится на межбюджетные трансферты [1].

Анализируя расходы федерального бюджета, можно выделить следующее. Основными расходными статьями федерального бюджета стали: расходы на национальную оборону –17,4 %, общегосударственные вопросы – 15,1 %, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность – 13,1 %. В то время, как на национальную экономику расходы составили 7,9 %, образование – 5,1 %, социальную политику – 5,5 %. Также как и на областном уровне, существенная доля приходится на межбюджетные трансферты – 31,3 % [2].

Кроме того, реформы в сферах бюджетного и налогового законодательства, проведенные в сторону увеличения отчислений в федеральный центр, отрицательно сказываются на финансово-экономическом состоянии области. Общие потери консалидированного бюджета региона в 2005 году составили 1,64 млрд. руб.

Согласно данным, предоставленным финансовым управлением Иркутской области, бюджет Иркутской области 2005 г. исполнен по доходам на 99,9 % от плана.

Главный финансовый документ региона на 2006 г. составлен с дефицитом более чем на два с половиной миллиарда рублей, но по сравнению с первоначальным вариантом, доходная часть увеличилась на миллиард с лишним рублей.

Предложенный вариант бюджета был единогласно принят депутатами, несмотря на то, что, по мнению народных избранников, его трудно назвать бюджетом развития региона. Парламентарии считают, что необходимо увеличивать доходную часть – лучше собирать налоги и привлекать инвестиции, эффективней управлять областной собственностью.

Что касается перспектив формирования  бюджета на 2007 год, то процесс его формирования будет осуществляться в единой информационной системе, с помощью новой программы, устанавливаемой Главным финансовым управлением региона (ГФУ). Программа будет работать на базе уже имеющийся инфраструктуры – информационной системы казначейского исполнения, которая в настоящее время установлена и функционирует  у всех участников бюджетного процесса Иркутской области. Благодаря используемым технологиям подразделения  администрации  области и областные государственные учреждения в настоящее время обеспечены информацией, позволяющей проводить мониторинг процесса исполнения бюджета в режиме реального времени. Таким образом, каждый из пользователей программы видит поступления и отчисления денежных средств. Внедрение нового модуля позволит сформировать проект расходов, доходов и источников покрытия дефицита бюджета на год от всех распорядителей бюджетных средств – подразделений администрации области областных государственных учреждений, находящихся в их ведении в автоматизированном режиме. Это позволит сделать процесс создания проекта бюджета прозрачным: можно будет оперативно, до рубля, в том числе и в натуральных показателях увидеть, из чего сложилась та или иная цифра. Также система позволит без труда создать несколько вариантов проектов бюджета, поэкспериментировать с его виртуальной моделью.

Несмотря на финансовые трудности современного этапа, проводимой финансовой политике дается позитивная оценка, в том числе и на международном уровне. Так, в декабре 2005 года, агентство Standard & Poors повысило долгосрочный кредитный рейтинг Иркутской области до уровня В+, что отражает умеренный уровень долга и долгосрочный потенциал экономического роста. Прогноз изменения рейтинга стабильный. Он отражает ожидания Standard & Poors относительно того, что область будет поддерживать или даже улучшит финансовые показатели в результате роста доходов, а долг останется ниже уровня 20–25 % доходов в 2005–2007 гг. Будущие позитивные рейтинговые действия будут зависеть от улучшения уровня ликвидности, разрешения ситуации с накопленной кредиторской задолженностью муниципальных образований, и прогресса с давно ожидаемыми проектами экономического развития. С другой стороны, снижение операционного баланса и быстрый рост долга могут оказать давление на уровне рейтинга.

З.А. Батышева, Н.В. Кретова

ЛИТЕРАТУРА

  1. Восточно-Сибирская правда. – 10 декабря 2005.
  2. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005.