учет и аудит

Обоснование вариантов трансформации финансовой отчетности организаций в соответствии с международными стандартами

Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу и План мероприятий по ее реализации предполагают до 2010 г. поэтапный переход всех российских организаций на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). В связи с этим в декабре 2004 г. депутаты Государственной Думы во втором чтении приняли новый законопроект «О консолидированной финансовой отчетности».

Согласно данному закону, открытые акционерные общества, ценные бумаги которых допущены к обращению через организаторов торговли на рынки ценных бумаг, обязаны составлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность группы, головными организациями которых они являются. При этом консолидированная отчетность должна составляться организациями в составе и порядке, предусмотренном МСФО.

Организовать представление финансовой отчетности в соответствии с международными правилами в виду наличия значительных расхождений между российскими стандартами бухгалтерского учета (РСБУ) и МСФО возможно двумя способами:

  • организацией параллельных учетных процессов по правилам РСБУ и рекомендациям МСФО;
  • трансформацией финансовой отчетности, подготовленной на основе национального законодательства России, в соответствии с международными стандартами.

Ведение параллельного бухгалтерского учета по национальным и международным стандартам – работа трудоемкая, требующая больших материальных затрат. Поэтому для большинства российских предприятий наиболее приемлемый способ представления финансовой отчетности по МСФО – трансформация финансовой отчетности, подготовленной на основе национального законодательства России.

Трансформация означает проведение анализа финансовой отчетности, принятой российским предприятием, и внесение корректировок, необходимых для подготовки полного финансового отчета предприятия, который в целом бы соответствовал МСФО.

Российские организации существенно разнятся по степени готовности к переходу на МСФО. Одни предприятия уже используют новую систему финансовой отчетности, другие далеки от нее. В наибольшей степени к применению международных стандартов готовы крупные хозяйствующие субъекты, которые на протяжении нескольких лет формируют отчетность по МСФО. К таким организациям относится РАО «ЕЭС России», которое с 1998 г. составляет консолидированную финансовую отчетность группы в соответствии с МСФО.

Поскольку финансовая отчетность юридического лица до 2010 г. будет продолжать формироваться по РСБУ, которые не противоречат принципам МСФО, а на основе международных стандартов будет подготавливаться сводная (консолидированная) отчетность группы взаимосвязанных организаций, предлагаются следующие базовые варианты формирования отчетности:

  • на основе финансовой отчетности каждого юридического лица, сформированной по РСБУ, составляется сводная отчетность в соответствии с национальным законодательством РФ, далее формируется сводная (консолидированная) отчетность, трансформированная с учетом функциональной валюты и требований МСФО;
  • финансовая отчетность отдельного юридического лица, сформированная по РСБУ, трансформируется с учетом функциональной валюты и требований МСФО, и затем составляется консолидированная отчетность в соответствии с международными стандартами.

Хотя последняя схема наиболее рациональна при составлении консолидированной отчетности, большинство российских организаций, группа РАО «ЕЭС России» в том числе, предпочитают использовать первую схему. Это связано с меньшими затратами по представлению отчетности группы взаимосвязанных организаций. Однако уязвимым звеном этой схемы является этап составления сводной отчетности в соответствии с РСБУ.

Сравнительный анализ российских и международных стандартов показывает, что в процессе консолидации отчетности можно выделить существенные различия: по условиям консолидации; по условиям исключения дочерней компании из сводной финансовой отчетности; по порядку расчета показателя доли меньшинства в сводном бухгалтерском балансе и сводном отчете о прибылях и убытках и т.п.

Таким образом, существующие расхождения уже на этапе обобщения (свода) отчетности по правилам РСБУ вызывают дополнительные трудности, а вместе с ними и дополнительные трудозатраты при использовании первого варианта формирования сводной отчетности.

Адаптация методики трансформации консолидированной финансовой отчетности группы взаимосвязанных организаций к финансовой отчетности отдельного юридического лица, на примере ОАО «Красноярскэнерго», позволяет избежать данных проблем.

В свою очередь процедура трансформации состоит из нескольких этапов. Наиболее сложными из них являются:

  • этап переклассификации статей. Проблемой на данном этапе является формирование плана счетов трансформации, в котором перечень счетов, субсчетов и аналитических счетов должен соответствовать перечню отчетных статей;
  • этап корректировки по представлению отчетности. Согласно РСБУ, количество категорий представления регламентировано Минфином РФ и значительно больше, чем в МСФО. В связи с этим при трансформации отчетности необходимо сделать корректировки по представлению отчетности в стандарты, привычные для пользователей отчетности в формате МСФО.

Е.И. Ефремова, О.Н. Харченко