Дипломная работа по психологии

Образ семьи в представлениях современных подростков

Тема работы: Образ семьи в представлениях современных подростков

Страницы: 70

СОДЕРЖАНИЕ………………………………………………………….……….….3
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…4
I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА СЕМЬИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ………………..…..7
1.1 Понятие «Образа семьи» в психолого-педагогической литературе……..7
1.2 Образ семьи в представлениях современных подростков…………..…27
Выводы………………………………………………………………………………33
II ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА СЕМЬИ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ…………………………………………………………………………………………….37
2.1 База, методы и методики исследования…………………………………..37
2.2 Эмпирическое исследование образа семьи в представлениях современных подростков …………………………………………………..….…..44
2.3 Анализ полученных результатов………………………………….………56
Выводы…………………………………………………………………………..…66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..….67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..…….69

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. За последнее десятилетие появилось много психологических работ, где показана важная роль семьи в развитии детей. При этом внимание зарубежных психологов было сконцентрировано, большей частью, на поисках связей между особенностями родителей и наличием определенных способностей у детей (Ф.Вайсс, Т.А.Думитрашку, Р.Зайонц, Х.Маркус). В этой логике на первый план выдвигаются уровень образования и профессиональная квалификация родителей, степень сложности отцовской профессии, социально-экономический статус семьи, размер семьи, очередность рождения, длительность интервалов между рождениями детей и т.д. В отечественной психологии можно выделить два направления: одни ученые активно изучают нарушения в семейных отношениях, психологические травмы детей, полученные в ходе искаженного семейного воспитания (Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкий, А.И.Захаров и т.д.), другие делают предметом своего анализа воспитательные стратегии родителей и их ценностные ориентации, особенности семейного воспитания (А.Л.Венгер, Г.А.Цукерман, В.С.Собкин, Е.М.Марич, Е.Л.Бережковская и т.д.). Однако, все достижения в области семейной психологии не могут изменить той отрицательной динамики, которая происходит в современной семье. Это связано, с нашей точки зрения, в первую очередь, с тем, что не вскрыты механизмы влияния образа семьи на развитие личности подростка.
Развитие личности подростка тесным образом связано со становлением его самосознания, формированием образа семьи в своих представлениях. Данной проблеме посвящены работы таких исследователей как И.С.Кон, К.Роджерс, Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.В.Столин, П.Р.Чамата, И.И.Чеснокова. Но в научных работах вышеперечисленных авторов нет общего понимания сути данного феномена: так одни авторы склонны в целом отождествлять его с понятиями «Я», «Я-образ», «Я-концепция» и использовать их, практически как синонимы, (К.Роджерс, В.В.Столин, И.С. Кон), усматривая общие черты их формирования и проявления. Другие же, напротив, пытаются представить структуру формирования образа семьи иерархически (И.И.Чеснокова, B.C. Агапов и др.). Третьи, (Сарджвеладзе Н.И. и др.) считают феномен формирования образа семьи в представлениях современных подростков самоотношением относительно родовых понятий самопознания, самооценки, самосознания и всего того, что начинается с приставки «само». Нет общего мнения и по вопросу о том, когда же зарождается представление образа семьи в самосознании подростков.
Подростковый возраст — время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу.
Этому возрасту присущи, с одной стороны, неистребимая и всевозрастающая потребность в идеале, юношеский максимализм в ценностных ориентирах; с другой — желание утвердить себя в социальной реальности.
Сложность в общении родителей с подростками состоит противоречии между стремлением детей быть самостоятельными и желанием родителей видеть их послушными и зависимыми, как в детстве. В подростковый период между родителями и детьми обостряются конфликты «поколений», связанные с изменением социального статуса подростка, когда он из подростка превращается во взрослого. Те проблемы, которые волнуют подростка, для родителей не представляют ничего серьезного, так как они уже их преодолели и забыли. Юность кажется им безоблачной и без проблемной, то есть идеальным временем, в котором все просто и легко. А то, что для родителей является важным, о чем они хотели бы предупредить своих детей, совершенно их не волнует. Таким образом, актуальность поставленных вопросов позволила определить тему нашего исследования «Образ семьи в представлениях современных подростков».
Цель работы – исследовать особенности образа семьи в представлениях современных подростков.
Предмет исследования – образ семьи в представлении современных подростков.
Объект исследования: образ семьи.
Гипотеза исследования: образ семьи современных подростков отличается следующими специфическими особенностями:
— независимость от родительской семьи;
— благоприятная семейная ситуация;
— низкая конфликтность;
— отсутствие враждебности;
-профессиональная успешность.
Задачи:
 проанализировать психологическую литературу по проблеме образа семьи.
 рассмотреть образ семьи в представлениях современных подростков в психологических исследованиях в 20 веке.
 исследовать роль семьи в представлениях современных подростков.
 сделать анализ полученных результатов.
База исследования: МОУ СОШ № 7 г. Иркутска. В исследовании приняло участие 35 учащихся параллели 10-х классов, из них 20 девочек и 15 мальчиков.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе рассмотрены теоретические феномены образа семьи в представлении современной молодежи. Вторая глава представляет эмпирическую часть исследования.